«Это наша с тобой биография…»

Таким был наш железнодорожный вокзал еще десять лет назад...
(фотография 50-х годов).

Строительство этого здания, ушедшего в Лету, берет начало в 1915 году. Шел второй год первой мировой войны, в стране были разруха и голод. Начатое еще до войны строительство крупных объектов было заморожено на неопределенное время. Однако руководство страны, понимая военно-стратегическое значение продолжения строительства Московско-Казанской железной дороги, нашло выход из сложившейся ситуации. 
И мне хотелось бы ознакомить шумерлинцев с выдержками из архивных документов, которые воссоздают картину из прошлого:
«В ее строительстве между ст. Шихраны (современное название – Канаш. – А. Пояндаев) и р. Сурою, кроме местных землекопов и возчиков, в 1915 г. участвовало несколько сот австро-венгерских военнопленных». (ЦГВИА, фонд 1720, опись 15, дело 719), «вместе с местными лесорубами и возчиками 50-километровую полосу отчуждения под железную дорогу очищали 60 узбеков, мобилизованных в тыловые работы». (ЦГА ТАССР, ф. 1, оп. 4, дело 6713).
Имеется также выписка из собраний узаконений и распоряжений правительства (издаваемые при Правительствующем Сенате) № 69 от 12 мая 1915 г. (отдел первый):
«Сб. 486. Об увеличении строительного капитала линии Арзамас – Шихраны.
Его Императорское Величество воспоследовавшее положение во Втором Департаменте Гос. Совета об увеличении строительного капитала ж.д. линии Арзамас – Шихраны Высочайше утвердить соизволил и повелел исполнить.
Подпись: Председатель Второго Департамента Гос. Совета Н. Петров. 18 марта 1915 г.».
И, наконец, еще один документ:
«Второй Департамент Государственного Совета, рассмотрев представление Министерства Путей Сообщения и Финансов об увеличении строительного капитала ж.д. линии Арзамас – Шихраны положил:
Разрешить обществу Московско-Казанской ж.д. на расходы по сооружению ж.д. линии Арзамас – Шихраны выпустить гарантированный Правительством облигационный капитал на такую нарицательную сумму, от реализации коей получается 23 миллиона 123 тыс. 434 рубля действительных, а также сумма потребная на расходы по выпуску облигаций…».
Железнодорожный вокзал на станции Шумерля (на фото) и прилегающие к нему деревянные дома № 1 по ул. Угольник, дома №№ 1,1 а по ул. Привокзальной (площадью 16,6 м2 хозяйственного значения, после войны – конюшня на 2 стойла) были возведены на эти облигационные средства. В эксплуатацию эти дома были сданы глубокой осенью, сегодня из-за ветхости они подлежат сносу, а железнодорожный вокзал приобрел новый облик (Шумерлинское БТИ, технические паспорта домов).
А. ПОЯНДАЕВ, краевед.

Автор записи: admin

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *