10 правил общения с детьми

Правильная речь — один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной. То есть, если мы хотим, чтобы ребенок усвоил письменную речь быстро и легко, следует обучить его устной связной речи. 
Сегодня в семье речевому развитию уделяется катастрофически мало внимания. Общение ребенка с родителями чаще всего происходит в формате «вопрос — ответ». Если ребенок рассказывает что-то родителям, то взрослые обращают внимание, в первую очередь, на смысл его речи, нежели на оформление — связность, словарный запас, грамматические ошибки. В результате к моменту поступления в школу самостоятельная связная речь детей оказывается недостаточно сфомированной, они не умеют связно и последовательно излагать содержание своих мыслей, правильно сформулировать вопрос, дать развернутый ответ.
Как же родители могут помочь своему ребенку овладеть умениями и навыками связной речи? Очень важно направлять внимание ребенка не только на предметы, но и на их детали. Следите за тем, чтобы ребенок отвечал полным предложением.
Как развивать речь ребенка
Правило 1. В разговорах не отвечать сразу же на вопрос ребенка, а сначала предложить ему самому подумать и ответить на свой вопрос, порассуждать и пофантазировать вместе. Если ребенку трудно выразить свою мысль, подскажите ему начало фраз, а он их продолжит: «Я думаю, что….», «Наверно, они…», «Может быть….».
Правило 2. С детьми, которые «не хотят» говорить и вместо речи используют жесты, нужно использовать прием «непонимания» в провоцирующей ситуации. Часто дети не говорят только потому, что речь им не требуется для жизни. Родители их понимают с полужеста и полуслова и предупреждают их желания и потребности. Если создать ситуацию провоцирования на речь — ситуацию непонимания речи, то малыш начинает говорить, так как речь становится жизненно необходима.
Правило 3. Используйте обычное общение дома, в дороге, на прогулке для речевых игр и разговоров с детьми.
Правило 4. Если мы хотим, чтобы развивалась речь ребенка, то и говорить во время речевых игр должен малыш, а не взрослый. То есть примерно на одно ваше предложение приходится пять предложений ребенка. А для этого нужно правильно задавать малышам вопросы, которые будут требовать рассуждения.
Правило 5. Если вы хотите, чтобы речь ребенка была красивой и выразительной, то такой должна быть и ваша речь. С малышами нужно говорить неторопливо, с хорошей дикцией, делая паузы между предложениями и после вопросов для того, чтобы ребенок мог вступить в диалог.
Правило 6. Комментируйте ребенку, что и как вы делаете, что вы видите. Так вы обогатите словарный запас ребенка, его представления об окружающем мире.
Правило 7. Разговаривая с малышом старайтесь сделать так, чтобы новые знания были открыты самим ребенком. Если вы скажете ребенку, что автобус – это транспорт, то можно показать картинку игрушечной коляски и спросить: «Это транспорт или нет? Почему ты так думаешь – докажи».
Правило 8. Начиная с 3 лет, начинайте «писать письма» с детьми, то есть использовать ситуацию письменной речи. Малыш диктует вам, а вы записываете то, что он говорит. У ребенка в ходе диктовки появляется пауза, чтобы подумать, как лучше и точнее дальше выразить свою мысль. В ситуации диктовки очень хорошо развивается синтаксис речи, ребенок начинает вслушиваться в слова, точнее подбирать их по смыслу, выстраивать логично свое сообщение.
Правило 9. Дома обязательно должен быть домашний театр – любой. А лучше всего большая коробка с разными фигурками — персонажами и фигурками для декорации (дома, деревья, кусты, трава, пенек, скамейка). Домашний театр создает очень благоприятные условия для развития связной речи ребенка и его речевого творчества.
Правило 10. Не ждите готовых рекомендаций. Любая мама, хорошо зная своего малыша, может придумать интересную речевую игру именно для него. Просто творите с удовольствием и радостью.
Н. Комарова, 
учитель-логопед д/с № 19.

Автор записи: anna

Комментарии:

Добавить комментарий