Так это было

Взяться за перо и написать о прошедшем,
правда, недавнем, событии заставили меня
две причины. Первая из них – то, что это
событие великое, его невозможно забывать,
и все неизвестное дотоле или малоизвестное привлекает внимание и вызывает не только глубокие переживания, но и новое осмысление ушедшего. 

В последнем июньском номере «Литературной газеты» этого года напечатана статья журналиста Арсения Замостьянова «Поверженные штандарты». Я нашла в ней интересные факты о Параде Победы, который прошел 24 июня 1945 года на Красной площади Москвы.
По известным причинам газета «Вперёд» не может дать в перепечатке эту большую статью. Поэтому хочу, еще раз подчеркивая авторство А. Замостьянова, поделиться с читателями-шумерлинцами историческими фактами из названного источника.
Вначале автор описывает ход парада по двум документальным фильмам – 18-минутному цветному и 50-минутному черно-белому. По брусчатке Красной площади шли торжественно, даже неторопливо победители, бывалые солдаты и офицеры – все в орденах и медалях. Шли, промокшие насквозь от сорвавшегося с неба июньского ливня, утомленные войной и усталые от долгих, по несколько часов в день, репетиций.
На белом коне по имени Кумир парад принимал маршал Жуков, командовал парадом маршал Рокоссовский. Известно объяснение одного из современных историков по поводу отказа Сталина самому принимать парад: постаревший Сталин во время репетиции упал с коня на опилки и поэтому передал право принимать парад Жукову. А. Замостьянов считает это объяснение наивным и утверждает, что парад можно принимать и не на коне, свое мнение вполне логично обосновав: «Парад Победы – событие уникальное, а не каноническое. Сталин не захотел в тот день пребывать в самом центре внимания. Он словно бы благодарил армию, своих военачальников. Видимо, понимал, что стране нужны герои, а не только образ вождя». Продолжая это рассуждение, вспомним, что Сталин был на трибуне мавзолея. Интересно в связи с этим узнать, что, когда оказались не попавшими в документальный фильм маршалы Ерёменко и Баграмян, кинематографистам приказано было доснимать их в Кракове и Риге, на новых местах службы. «Сталину было важно, чтобы ни один фронт не остался незамеченным».
Приведу еще два интересных факта, в которых героями являются наши братья меньшие. В День Победы «по Унтер-ден-Линден провели сталинградского верблюда Яшку, который гордо тащил за собой гвардейское оружие». А во время Парада Победы в колонне Центральной школы собаководства майор Александр Мазовер пронес на кителе Верховного главнокомандующего раненого пса Джульбарса. Этот легендарный пес был награжден – единственная собака! – медалью «За боевые заслуги». Он обнаружил более семи тысяч мин, помог разминировать Владимирский собор и могилу Тараса Шевченко на Украине, замки и соборы в Праге и Вене. «Узнав о ранении Джульбарса, Сталин приказал: «Пусть эту собаку пронесут на руках на моем кителе».
Думаю, все читали или слышали о том, что после парада на кремлевском приеме Сталин произнес тост за русский народ. Тост подробно я прочитала в статье и предлагаю вам его текст: «Были у нас моменты отчаянного положения в 1941—1942 годах, когда наша армия отступала, покидала родные нам села и города Украины, Белоруссии, Молдавии, Ленинградской области, Карело-Финской республики, покидала, потому что не было другого выхода. Какой-нибудь другой народ мог сказать: вы не оправдали наших надежд, мы поставим другое правительство, которое заключит мир с Германией и обеспечит нам покой. Это могло случиться, имейте в виду. Но русский народ на это не пошел, русский народ не пошел на компромисс, он оказал безграничное доверие нашему правительству. Повторяю, у нас были ошибки, первые два года наша армия вынуждена была отступать, выходило так, что не овладели событиями, не совладали с создавшимся положением. Однако русский народ верил, терпел, выжидал и надеялся, что мы все-таки с событиями справимся. Вот за это доверие нашему правительству, которое русский народ нам оказал, спасибо ему великое!». Эти слова вошли в историю как малый, но важный факт Победы, как судьба нашей Родины, как жизнь и судьба каждого человека.
И теперь я хочу раскрыть вторую причину, побудившую меня обратиться к 24 июня 1945 года. Это жизнь и судьба человека, участвовавшего в том уникальном, неповторимом параде, нашего земляка.
Юрий Владимирович Повереннов – выпускник средней школы № 2 1940 года, родной брат заслуженной учительницы Чувашии В.В. Кочетковой, много лет проработавшей языковедом в средней школе № 1. Он отлично учился в школе, хорошо играл в шахматы, обладал и незаурядными литературными способностями, о чем свидетельствуют напечатанные в свое время в газете «Вперёд» его стихи о родном городе, о погибших на войне друзьях – Героях Советского Союза Е. Францеве и В. Урукове, рассказы «Комбат Уруков», «Поиск фашистских танков», «Грозовая ночь». Он был талантлив во многом.
Но еще в школьные годы юношу привлекла авиация. Вместе с друзьями, будущими летчиками Е. Афанасьевым и В. Александровым, Юрий Повереннов по выходным и средам ездил в Алатырь, где в филиале Чебоксарского аэроклуба занимался парашютным спортом. Решение стать военным летчиком привело его в 1940 году в Мелитопольское авиационное училище, которое он окончил в 1942 году по специальности штурман авиации. С этого времени начался боевой путь летчика-штурмана 370-го Браиловского ночного бомбардированного авиаполка 17-й воздушной армии Ю.В. Повереннова.
Всю войну он летал на ПО-2 штурманом экипажа, звена. Небо Сталинграда, небо над Курской дугой, над Днепром – над территориями, занятыми врагами, затем Европа, освобождаемая Красной Армией от фашистских захватчиков. Штурман Юрий Повереннов воевал сначала в составе Юго-Западного, затем 3-го Украинского фронтов. О том, как он воевал, говорят боевые награды: 6 орденов, 16 медалей. За выдающийся вклад в дело Победы Юрий Владимирович удостоился чести участвовать в Параде Победы в строю сводного полка 3-го Украинского фронта. Закончил войну Юрий Повереннов в Венгрии (это уточнила его дочь Ольга Юрьевна). После войны закончил Военно-воздушную академию имени Жуковского. Ушел в отставку подполковником и с 1970 года жил в Феодосии (Крым), где скончался 15 декабря 2003 года.
Пока был жив, Юрий Владимирович приезжал в Шумерлю, где остались его родственники – сестра и племянницы. Навещал родную школу № 2, встречался с учащимися и учителями. Отважный летчик, красивый, статный человек – таким запомнился он нам. И всегда воспринимался как гордость не только нашей школы, но и города. При этом он оставался скромным, чего не всегда хватает воякам, любящим говорить о войне выспренно и нажимая на слово «Мы».
А нам сейчас и не надо бы скромности Юрия Владимировича. Нам бы узнать, как готовился к Параду Победы, что чувствовал, шагая в сводной колонне, кого успел увидеть из строя тесно марширующих рядом участников Великой Отечественной войны? На днях узнала, что у дочери, Ольги Юрьевны Орёл, живущей в Феодосии, сохранились его дневники. Может быть, они откроют еще одни страницы жизни нашего земляка, прославившего Шумерлю.
В заключение хочу поблагодарить племянницу Ю.В. Повереннова – Галину Васильевну Овчинникову, оказавшую содействие в создании моей статьи.
Л. Кочеткова.

Автор записи: admin

Комментарии:

Добавить комментарий