Школа для особенных детей

Все дети разные. Одни буквально схватывают всё налету, другим нужно время, чтобы усвоить знания и научиться их применять. Все это зависит от темперамента, социального окружения, уровня внимания к ребёнку со стороны взрослых, условий и среды обучения. 
А бывает, что отставание в развитии обусловлено не индивидуальными особенностями ребёнка, а болезнью, которая носит обобщённое название «нарушение интеллектуального развития». Такой вердикт может быть вынесен малышу как через несколько месяцев после рождения, так и позже, когда санет заметно, что развитие ребёнка не соответствует его возрасту.
Для родителей такой ребенок — это испытание на терпение и мудрость. И далеко не каждый может справиться с этим. Для многих родителей осознание того, что их дети – «не такие, как все» – становится настоящим потрясением.

 

Как проявляется
нарушение интеллекта у детей?

 

Дети с нарушением интеллекта не проявляют интереса к предметам, явлениям и событиям, которые их окружают, поскольку не испытывают потребность в познании. Это приводит к тому, что с возрастом их жизненный опыт оказывается крайне бедным, то же самое можно сказать о словарном запасе. Кроме того, от своих сверстников такие дети отличаются ослабленным вниманием и памятью: им сложно (а порой вовсе невозможно) концентрировать свое внимание, тяжело воспроизводить услышанный текст, поскольку многое для них в рассказе непонятно и не связано логическими цепочками. У них задерживаются сроки развития в течение первого, второго года жизни; поздно проявляется интерес к окружающему миру; преобладает флегматичность (вялость и сонливость).
Например, если обычный ребёнок в три года, впервые услышав сказку, сможет вкратце пересказать ее и ответить на вопросы по тексту, то для ребенка с нарушением интеллекта такое задание, увы, не под силу. Возможно, при условии, что с ним постоянно и упорно будут заниматься, он осилит это задание к пяти годам. То же самое касается различия цветов, что составляет для них определенную трудность, особенно, если необходимо различить оттенки.
Что касается эмоциональной сферы, то тут все зависит от степени умственной отсталости. Чем глубже она, тем слабее эмоции ребёнка. Такие дети отличаются неглубокими переживаниями, поверхностными эмоциями, а, в отдельных случаях, и вовсе их отсутствием. Также могут быть инертны и вялы, а могут, наоборот, проявлять повышенную возбудимость и даже агрессию. Иногда их эмоции могут быть абсолютно неадекватными.
Такие дети не способны учиться в массовой школе. Им чрезвычайно сложно овладевать даже элементарными учебными навыками и умениями, не говоря уже о сложных операциях. Поэтому для детей с такими нарушениями существуют специальные образовательные коррекционные учреждения. Низкий интеллект и особенности волевой сферы детей с нарушениями интеллектуального развития не дают им возможности овладевать программой общеобразовательной школы. Для них усвоение учебного материала чрезвычайно сложно. Ведь физиологически это обусловлено недоразвитием функций центральной нервной системы. Даже усвоение элементарных знаний, например, по математике требует развития абстрактного мышления. Ввиду нарушения этой функции они с огромными трудностями овладевают элементарными математическими операциями. Общая интеллектуальная слабость и нарушения моторики, соматические нарушения у таких детей ограничивают круг их деятельности.
Не всегда родители, особенно, если нарушения не глобальные, согласны отдать ребенка в специализированную школу. Таким образом, в большинстве случаев, они не хотят признавать, что их ребенок «не такой». Но этим они оказывают ребенку «медвежью услугу», ведь адаптироваться и стать успешным учеником в массовой школе у него не получится. Это вызывает ряд последствий, среди которых: ненависть к учебе, конфликты с одноклассниками, постоянные стрессы из-за неудач. Со временем нарушения интеллекта без надлежащей коррекции будут проявляться всё глубже, и такому ребёнку грозит негативное и насмешливое отношение окружающих.
Школьная программа в массовой школе не рассчитана на особенности таких детей, что создает огромные трудности. Обучение представляет большую трудность и для учителя, так как этих детей невозможно включить во фронтальную работу класса; у них проблемы с вниманием, повышенная утомляемость и истощаемость нервной системы, недоразвитие в эмоционально-волевой сфере. Они нуждаются в обучении по значительно упрощённой программе. Если даже здесь ребёнок будет обучаться по индивидуальной программе для коррекционных детей 8 вида, то условия обучения не будут соответствовать тем требованиям, которые нужны особому ребёнку. А для ребёнка с отклонениями в развитии немаловажным является установленный в коррекционных школах особый, щадящий режим – уменьшенная продолжительность занятий, сокращённое количество учеников, особым образом организованный режим труда — отдыха, усиленное питание, лечение и т.д.  .
В коррекционных школах лечение и обучение проводится в зависимости от формы и степени заболевания. Как правило, оно является комплексным, то есть включает в себя и лечебные мероприятия (прием медикаментов, массаж, процедуры), так и корреционно-развивающее обучение (занятия с дефектологом, логопедом, психологом).

Советы родителям

 

Родителям, столкнувшимся с таким явлением, как нарушение интеллекта ребенка, лицом к лицу, можно посоветовать следующее. Хотя это реально сложно, но постарайтесь не зацикливаться на этом. Необходимо преодолеть страх и отчаяние, и не стоит искать  виновного. Обратитесь к хорошим специалистам, обеспечьте малышу квалифицированную медицинскую и психологическую помощь, а также обучение. Вы должны понять: если с самого начала таких детей не обучать, то в дальнейшем их состояние усугубится, и исправить что-либо будет невозможно. Тем не менее, при своевременной правильной организации воспитания и обучения многие отклонения могут быть скорректированы. И чем раньше начато лечение и специальное обучение, тем больше шансов на успех. Практика показывает, что даже в тяжелых и малонадежных случаях при грамотном подходе, систематическом взаимодействии специалистов и родителей могут быть достигнуты существенные сдвиги.
А для обучения и воспитания детей с отклонениями в интеллектуальном развитии с целью коррекции отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество созданы специальные коррекционные школы. Такая школа есть и в Шумерле.
В Шумерлинской специальной коррекционной школе-интернате дети занимаются по специальным  учебным   планам  и  программам, рассчитанным на особенности познавательной и учебной деятельности каждого ребёнка. Эти программы  существенно  отличаются  от программ массовой  школы и носят коррекционно-развивающий  характер. В школе детям комфортно, так как они не чувствуют себя ущемлёнными, задания для них посильны, общение происходит на одном уровне, потому нет почвы для лишних комплексов. Для  развития школьников созданы особые условия: индивидуальный и дифференцированный подход на уроках, специально оборудованные кабинеты и мастерские, специальные приёмы, наглядность и дидактика разъяснения материала, специальная организация режима и наполняемость классов, питание, лечение, единая работа дефектологов, логопедов, психолога, социальных педагогов, медиков, учителей, воспитателей. Во второй половине дня для детей организован «тихий час». Подготовка домашних заданий, занятия со специалистами (врачами, психологом, логопедом и др.), работа в разных кружках и секциях, в театральной студии «Орфей», экскурсии, самообслуживание и прочие занятия в школе-интернате способствуют комплексной реабилитации детей, формированию учебной и трудовой деятельности, созданию механизмов компенсации не только дефектов здоровья, но решению множества психологических проблем, свойственных «особым» детям. Без преувеличения можно сказать, коррекционная школа — это настоящая «дорога в жизнь» для детей, судьба которых начиналась с большой и совсем не детской беды.

 

Автор записи: admin

Комментарии:

Добавить комментарий