Быть рабочим – это модно!

Лозунг находит все больше сторонников среди молодежи Чувашии

Во второй половине дня 23 апреля директора школ Шумерли и Шумерлинского района, политехнического техникума, сотрудники отделов образования местных администраций и главы сменили привычные кабинеты на производственные цеха. Именно на площадке завода спецавтомобилей прошло совещание министра образования и молодежной политики Чувашии В.Н. Иванова с педагогическим активом города и района. Цель мероприятия – обсудить дорожную карту» развития образовательного пространства как единого для двух муниципалитетов, чтобы использовать общие ресурсы и в образовании, и в экономике.

Министр предложил рассмотреть четыре основных блока вопросов. Для начала В.Н. Иванов ознакомил участников совещания с тенденциями в образовании: в ближайшие 3 года число выпускников 9-х и 11-х классов будет сокращаться (уменьшение их по всей республике составляет около тысячи в год), в связи с чем у школ, особенно небольших, возникнут проблемы с комплектованием данных классов. А вот в техникумах, наоборот, с каждым годом число студентов, особенно после 9-го класса, увеличивается. В Чувашии стало престижно идти учиться в техникумы. Но планку в 55 – максимум в 60 % от числа выпускников школ превысить нельзя, иначе учителя останутся без работы. Чтобы не было перекоса, школам при ориентационной работе с выпускниками нужно делать ставку на мотивацию конкретного ребенка – либо на продолжение учебы в школе, либо на получение профессии.
О том, как правильно выстроить систему «школа – техникум – производство», как вести профориентационную работу со школьниками, зашла речь во втором блоке. И здесь глава Минобразования республики высказал ряд претензий к разработанным школами «дорожным картам». Целесообразно ли организовывать в каждой школе профильные классы, порой дублирующие друг друга? Стоит ли закрывать 10-е классы, в которых остается не более 10 учеников? И как мобилизовать усилия школ и органов управления образованием двух муниципалитетов, чтобы на выходе получить не количество, а качество? В.Н. Иванов обратился к участникам совещания с просьбой еще раз просмотреть свои планы работы, скорректировать их исходя из демографической, социально-экономической ситуации в конкретной местности и не бояться отстаивать свою точку зрения перед министерством. Тем более тема профессионального обучения детей и подготовка их к работе в реальном секторе экономики станет главной на предстоящей в августе республиканской педагогической конференции.
Не количество, а качество должно ставиться во главу угла в образовательной деятельности, напомнил еще раз министр, переходя к теме так называемых эффективных контрактов с педагогами. Эффективный контракт – это тот же самый трудовой договор с работником, но в нем, помимо трудовых обязанностей и условий оплаты труда, конкретизированы показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат. Разработкой и апробацией в условиях хотя бы одной школы таких «измерителей» труда педагога и должны озаботиться руководители учреждений образования. Важно понять, заметил глава Минобразования, что нельзя всех педагогов мерить по одной шкале, нужен индивидуальный подход. И пора уже отойти от таких «показателей» качества труда учителя, как количество проведенных мероприятий, участников олимпиад или результаты ЕГЭ. Стоит разработать такую систему, которая позволила бы отслеживать в динамике эффективность деятельности учителя, например, в начале и в конце учебного года.
Далее разговор зашел о высшем образовании, о взаимодействии школ, предприятий с вузами. В.Н. Иванов отметил, что технические вузы и факультеты постепенно набирают популярность, бюджетные места в них всё увеличиваются. Это тем более актуально для Чувашии, где ставку делают на развитие электротехнического и машиностроительного кластеров. Однако пока вузы не настолько гибко реагируют на запросы рынка труда, в отличие от техникумов. Поэтому необходимо отладить систему целевого приема в вузы, чтобы покрывать потребности работодателей в квалифицированных специалистах. Для выпускников техникумов дальнейшее повышение образования также открывает широкие возможности в трудоустройстве. То же касается и самих учителей, которым личный рост и повышение квалификации просто необходимы.
Свое видение проблемы подготовки кадров высказали представители ШЗСА. По их многолетним наблюдениям, очень малая доля выпускников желают работать непосредственно в цехах. Завод не раз инициировал экскурсии, занятия для студентов техникума и вузов, но из большого числа экскурсантов лишь единицы оставили свое резюме, а по окончании учебы работать вообще никто не пришел. Несмотря на то, что на заводе действуют различные программы переподготовки, повышения квалификации кадров и обучения молодых специалистов, кадровый голод по-прежнему острый. Особенно предприятие нуждается в конструкторах и грамотных управленцах. В связи с такой ситуацией, которая, по прогнозам, будет только ухудшаться, представители ШЗСА высказали мнение о необходимости открытия на базе завода машиностроительного факультета. Это мнение министр образования поддержал, так как создание учебных классов на базе промпредприятий уже себя оправдало, успешный опыт в Чувашии есть. Ведь получение нужной профессии служит гарантией трудоустройства и получения достойной зарплаты, которых не даст сегодня диплом юриста или экономиста.
Также на совещании был обсужден ряд других проблем: ремонта крыш зданий школ, проведения ЕГЭ, изменения размера заработной платы педагогов и др. Не все ответы были в розовых тонах, как этого хотелось бы авторам вопросов. Но по итогам встречи шумерлинские педагоги выразили удовлетворение от открытого конструктивного диалога.

Н. Игнатьева.

Автор записи: admin

Комментарии:

Добавить комментарий