Мы прошли войну, чтобы вернуть мир

С боями наша войсковая рота-формирование выпускников-снайперов Гороховецких лагерей 65-го учебно-снайперского полка (УСП) 10-й учебной бригады Московского военного округа прибыла в Ржев и соединилась с Калининским фронтом. Ржев был освобожден от захватчиков воинами Калининского фронта. Фашистские изверги разорили город неузнаваемо, до единого строения, не было здесь ни одной живой души, кроме домашних собак. Все было сожжено: даже на окраинах города не оставалось ничего живого. Эсэсовские головорезы и их бандформирования рыскали повсюду для поимки руководителей партизан, коммунистов и молодогвардейцев-комсомольцев.
Наши соединения в составе Калининского фронта освобождали территории западных областей и с первых дней октября 1943 года готовились к штурму небольшого города Невеля Псковской области. Но фашисты здесь оборонялись крупными силами, так как город – железнодорожный узел – имел значительную тактическую выгоду для врага. Фашистские оккупанты здесь держали оборону длительное время... Двое суток в октябрьские праздники наша 47-я стрелковая дивизия вместе с соседними крупными частями войск штурмом овладели Невелем. Мы, тогда, молодые комсомольцы, подготовленные в суровых условиях Гороховецких лагерей, шли на штурм врага с проклятием и с готовностью «кровью за кровь», «смертью за смерть» стереть его с лица Советского Союза как можно быстрее. Нашими войсками было захвачено в плен несколько фашистских дивизий, с артиллерией и с запасом орудийных снарядов и другого снаряжения.
Наша 47-я стрелковая дивизия после штурма Невеля Верховным Главнокомандованием была наименована и впредь называлась 47-й Невельской орденов Ленина и Суворова II степени дивизией 4-й Гвардейской армии I Прибалтийского фронта (командующий И.Х. Баграмян). За успешное проведение боевых операций и тактическое руководство в организации штурма при освобождении Невеля ряд командиров — офицеров и комсостава дивизии, полков и батальонов были награждены орденами и медалями. Мое воинское звание от сержанта повысилось до звания старшего сержанта, я был награжден орденом Славы III степени.
В дальнейшем мы с боями продвигались по территории Витебской области в Белоруссии: Городокский выступ, город Городок, Шумилинский и Городокский районы.
Зима 1943 года... В задачу Прибалтийского фронта, которым командовал И.Х. Баграмян, входили ликвидации Городокского выступа и освобождение Городка, которому немецкое командование отводило важное место в системе своей обороны на подступах к Витебску. На подступах к Городку мы наткнулись на сплошные мины, замаскированные врагом, подорвались на них многие наши наступающие соединения. Фашистские оккупанты открыли огонь из артиллерии и всех видов оружий. Ад кромешный! Крики, стоны раненых, зовы о помощи! Снежная территория в момент превратилась в сплошную грязь. Начали бомбить и стрелять с воздуха фашистские самолеты.
Более 5 дней шли ожесточенные бои за Городок. И лишь в ночь с 23 на 24 декабря 1943 года нашим войскам удалось войти в город и за первую половину дня очистить его от фашистской нечисти. А вечером 24 декабря Москва салютовала нашим доблестным войскам, освободившим Городок, двенадцатью артиллерийскими залпами. Двенадцати войсковым частям и соединениям, в том числе 47-й Невельской стрелковой дивизии, отличившимся в боях за освобождение Городка, было присвоено почетное звание Городокских.
В этой продолжительной кровопролитной схватке с врагом меня тяжело ранило, получил общую контузию с сотрясением мозга. Оказался в полевом лазарете. Сколько здесь провел времени, не знаю... Медкомиссия армии направила меня для дальнейшего лечения за пределы фронта. В санитарном поезде прибыл в Москву. Здесь на постоянное лечение поместили в эвакогоспиталь 5005 возле Киевского вокзала. Лечение было долгое, почти 5 месяцев. В мае 1944 года медкомиссия госпиталя выписала меня на родину по инвалидности.
В боях за освобождение Городовщины, Шумилинского (Сиротинского) района Витебской области сложили головы тысячи советских воинов. Героические подвиги совершили здесь сотни бойцов и офицеров. Девятнадцати из них присвоено звание Героя Советского Союза. В боях за освобождение Городокского и Шумилинского районов Витебской области сложили свои головы наши земляки из Чувашии — 50 человек: солдаты, офицеры, младшие командиры, старшины... Сражался за Городокскую землю и наш замечательный советский летчик А.П. Маресьев, и генерал-майор А.В. Чапаев — сын легендарного героя Гражданской войны В.И. Чапаева.
В послевоенные годы Городок окончательно определился как центр сельскохозяйственного района. Здесь появился ряд заводов и предприятий для переработки сельскохозяйственной и животноводческой продукции, предприятий химической промышленности и строительной отрасли. Выросли новые поколения. Но память о героях и их подвигах не меркнет. Для увековечивания памяти воинов в городе и районе установлено 137 памятников и обелисков. Рядом с центральной площадью Городка воздвигнут мемориальный комплекс «Бессмертие». Здесь захоронено более 5 тысяч советских воинов-освободителей. Мемориал венчает могила Неизвестного солдата. У подножия обелиска горит Вечный огонь славы.

В. Симсов,
ветеран Великой Отечественной войны, Почетный гражданин Шумерлинского района.

Автор записи: admin

Комментарии:

Добавить комментарий