Не переучивайте левшу, а помогите ему

Сейчас, по разным данным, в мире насчитывается от 3 до 10 % левшей. В России их проживает около 17 млн. человек. 
Если брать статистику по новорожденным, то 36 % из них имеют особенность брать предметы правой рукой, 40 % – левой, а остальные – и той и другой. С увеличением возраста детей идет смещение этих показателей. Праворукость характерна уже для 88 %.
Что оказывает влияет на изменение показателей? Немаловажную роль играет воспитательный процесс. Сказывается даже то, какой рукой мама подает ребенку игрушку, и как он ее берет, с какой стороны ему кладут ложку и вилку. Исследователи утверждают, что очень высокий процент вероятности рождения левши, если у родителей у самих леворукость. Встречаются и другие случаи – когда человек вынужденно становится левшой, получив травму правой верхней конечности. Кроме того, среди людей встречаются амбидекстры, которые одинаково хорошо владеют и левой, и правой рукой.
Чем же определяются особенности леворуких людей? У каждого полушария мозга существует определенная специализация, почти все функции контролируются перекрестно. У левшей связи между полушариями не столь жесткие, как у правшей, поэтому информация в таком «особенном» мозге может обрабатываться медленнее. Такова его особенность. Этими же слабыми связями обусловлено творческое мышление, разнообразие подходов к решению задач. У леворуких людей часто встречается нарушение пространственного восприятия, они путают право и лево. Считается, что левши иначе воспринимают время. Но у них лучше развита интуиция. Ученые доказали, что нет смысла переучивать левшу. В результате переучивания, психологической ломки бывшие левши могут вырасти неуверенными в себе, страдать дефектами речи, неврозами, комплексами.
Бывает так, что ребенок-левша при чтении и написании использует зеркальное отражение. При этом зеркально пишет не только отдельные буквы, но и слова. Начинает читать слова справа налево и писать сначала конечные слоги слова. В данном случае можно говорить о наличии у ребенка оптической дисграфии. Данный вид дисграфии может быть и у детей-правшей, у которых к началу обучения в школе недостаточно сформирован уровень развития оптико-пространственных представлений.
При оптической дисграфии ребенок не дописывает элементов буквы, не определяет начало строки. Бросается в глаза несоразмерность букв и наклона. Нарушения письменной речи, в свою очередь, отрицательно сказываются на школьной успеваемости детей, увеличивают сроки овладения школьной программой, вызывают негативное отношение детей к процессу обучения.
Выявить предпосылки оптической дисграфии можно разными способами. Одним из наиболее простых способов выявления сформированности у ребёнка зрительно-пространственных представлений является проверка понимания им значения предлогов, обозначающих расположение предметов в пространстве по отношению друг к другу. Сделать это можно следующим образом: попросить показать ребёнка, где карандаш лежит на книгах, где под книгами, а где в книге, или предложить ему самому положить под книгу, на книгу и в книгу. Теперь можно поменять характер вопросов, попросить ребёнка взять карандаш с книги, из-под книги, из книги. Затруднения в выполнении этих двух заданий будут свидетельствовать о недостаточной сформированности у ребёнка зрительно-пространственных представлений, выражающейся в непонимании расположения предметов в пространстве по отношению к друг другу.
Эти предпосылки желательно устранить до начала школьного обучения. Практика убеждает нас в том, что если в дошкольном возрасте проводить профилактическую работу по оптической дисграфии и дислексии, то в школьном возрасте детям не нужна логопедическая помощь.
Т. Балакирева, учитель-логопед д/с № 4.

Автор записи: anna

Комментарии:

Добавить комментарий