Дошкольники – прирожденные исследователи

Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими
образами окружающего мира. Экспериментирование – деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д. При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят творческий характер – вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность. И что немаловажно: специально организуемое экспериментирование носит безопасный характер.
На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии — если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Работа с детьми предполагает сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и исключает авторитарную модель обучения. Занятия строятся с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира и направлены на формирование экологических знаний (о мире животных, о растительном мире, о неживой природе, о временах года) и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.
При экспериментировании ребенок находится в позиции исследователя. Педагог ставит перед ним задачу, но не показывает способа решения. При экспериментировании ребенок должен сам осуществить ряд поисковых действий. Педагог направляет эти действия осторожно, чтобы не снизить активность и самостоятельность ребенка. Участие детей в экспериментировании требует сложной аналитико-синтетической деятельности мышления, способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы. В ходе экспериментирования эти умения и формируются. Вот почему данный метод используется с детьми старшего дошкольного возраста.
Е. Бутузова,
ст. воспитатель д/с № 14.

Автор записи: admin

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *