Галина Николаева: «Необходимо ломать барьеры по отношению к особенным детям»

В Совете Федерации состоялся «круглый стол» на тему «Состояние и актуальные проблемы законодательного обеспечения инклюзивного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья».
Как заявила, открывая мероприятие, первый заместитель председателя Комитета СФ по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова, правовой основой инклюзивного образования являются Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012—2017 годы.
По мнению сенатора, одним из ключевых вопросов успешного совместного обучения школьников с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья является формирование к ним дружественного, толерантного отношения.
Член Комитета СФ по науке, образованию и культуре Галина Николаева указала на актуальность создания необходимых условий для реализации прав всех детей на качественное образование и развитие. При этом особое значение приобретает оказание ранней коррекционной помощи нуждающимся детям. По мнению сенатора, заслуживает поддержки предложение о приравнивании к трудовой деятельности ухода за ребенком-инвалидом одного из родителей.
Проблема совместного обучения детей-инвалидов со здоровыми детьми в образовательном учреждении общего типа, что составляет сущность инклюзивного образования, очень серьезная, и требует не только формирования отношений между ними, но и создания определенных условий, позволяющих сделать пребывание ребенка с ограниченными возможностями здоровья и ребенка-инвалида в образовательном учреждении комфортным. Сенатор отметила, что с принятием Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012—2017 годы и Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» создались дополнительные возможности для обеспечения реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья на образование. По ее мнению, многое в инклюзивном образовании зависит от эффективного взаимодействия профильных федеральных министерств и ведомств, деятельности органов исполнительной власти регионов.
Галина Николаева внесла предложение органам исполнительной власти субъектов РФ ответственно подходить к сокращению сети специальных (коррекционных) образовательных учреждений. «Развитие инклюзивных форм должно осуществляться постепенно, по мере реализации комплекса мер, обеспечивающих наличие соответствующей материальной базы, специальных образовательных программ, подготовленных педагогических кадров».
Сенатор указала, что инклюзия не должна заканчиваться выдачей аттестата о среднем общем образовании, важно создать условия для получения выпускниками общеобразовательных школ профессионального образования.
Кроме того, по мнению законодателя, важно вовлекать детей, имеющих ограничения в здоровье, и детей-инвалидов в занятия дополнительным образованием в школах искусств, художественных и музыкальных школах, учреждениях культуры, в общеобразовательных школах. «Эти возможности расширяются в связи с утверждением Правительством РФ Концепции развития дополнительного образования детей».
Галина Николаева обратила внимание на важность привлечения к деятельности по инклюзивному образованию волонтеров, представителей некоммерческих общественных организаций.
Сенатор также обратила внимание на важность усиления роли СМИ в формировании доброжелательного отношения в обществе к людям с ограниченными возможностями здоровья. «Освещение хода зимних Паралимпийских игр 2014 года в Сочи является одним из значимых примеров такой работы», — подчеркнула законодатель. По ее словам, состояние и развитие инклюзивного образования является одним из важных показателей нравственного состояния общества.
Заместитель министра образования и науки РФ Вениамин Каганов отметил, что для реализации задач, связанных с инклюзивным образованием, необходимы соответствующие организационно-экономические условия, а также духовно-нравственные. «Без преодоления существующих ментальных барьеров невозможен переход к инклюзивной практике».
Замминистра подчеркнул, что процессы в образовании вовлекают в новую орбиту и другие виды деятельности в вопросах создания соответствующей инфраструктуры для лиц с ограниченными возможностями здоровья за пределами школы.
Вениамин Каганов затронул тему и дистанционного обучения, возможности которого важно использовать для дальнейшего получения высшего образования и трудоустройства на дому людей с ограниченными возможностями здоровья. Он считает, что создание условий дополнительного инклюзивного образования – это не только социальная помощь, это возможность обретения для общества талантливого человека.
Президент попечительского совета благотворительного фонда помощи неизлечимым детям «По зову сердца», член Общественной палаты РФ Диана Гурцкая отметила необходимость формирования в обществе дружественного отношения к людям с инвалидностью. Она пригласила участников «круглого стола» прийти 3 декабря, в Международный день инвалидов, в школы на «Уроки доброты» и поддержать создание подлинной безбарьерной среды в нашей стране. Галина Николаева привела пример акции «Уроки понимания инвалидности», проходящей в республике Чувашии в шумерлинской школе № 3. По словам сенатора, необходимо ломать барьеры в нашем сознании по отношению к особенным детям.
В своем выступлении заместитель директора по УР школы № 3 г. Шумерли Елена Голованова отметила, что на сегодняшний день в образовательном учреждении из 740 школьников обучается 10 детей с особыми потребностями. Из них 7 детей-инвалидов, 3 обучающихся с ОВЗ (3 ребенка-инвалида обучаются в классах на постоянной основе по адаптированной программе, одна выпускница 11 класса — по общеобразовательной программе обучается только дистанционно, одна выпускница — по общеобразовательной программе обучается инклюзивно).
Для осуществления качественного образования было предложено осуществлять мониторинг практики применения нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы инклюзивного образования, для лиц с ОВЗ предусмотреть включение должности «помощник» в штатное расписание образовательных учреждений, разработать специальные учебники, учебные пособия для обучения детей в инклюзивных классах, разработать механизмы обеспечения межведомственного взаимодействия между организациями образования, здравоохранения и социальной защиты и ПМПК по вопросам образования детей с ОВЗ, руководителям органов местного самоуправления — обеспечить развитие служб ранней помощи в образовательных учреждениях.
В работе «круглого стола» также приняли участие первый заместитель председателя Комитета СФ социальной политики Людмила Косткина. Член Комитета СФ по социальной политике Елена Попова, Анна Отке, члены Комитета СФ по науке, образованию и культуре Геннадий Савинов, Валерий Сударенков и Андрей Соболев, начальник управления надзора и контроля за деятельностью органов исполнительной власти субъектов РФ Рособрнадзора Евгений Семченко, директор НИИ негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Столичная финансово-гуманитарная академия» Галина Семья и другие.
С. Яргунин.

Автор записи: admin

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *