Красота сурского края вдохновляет на творчество

До 30 сентября в художественном музее Новочебоксарска проходит масштабная выставка «Художники сурского края», организованная Обществом художников Шумерли и историко-художественным музейным комплексом Новочебоксарска при поддержке администрации Шумерли.

Этот форум изобразительного и декоративно-прикладного искусства, стартовавший 14 августа, посвящен 25-летию Общества художников Шумерли и задуман как панорама творчества шумерлинских мастеров разных поколений. Зрителям представлено более 300 работ 54 авторов.
Особенностью выставки явилось включение в экспозицию коллекции живописи и графики М. Колчина. Большое впечатление на зрителей оказали серии портретов, пейзажей и натюрмортов художника, составившие выставку из 64 работ. Любовью к истории России, к тихой красоте ее сел и храмов проникнуты картины «Русичи», «Малиновый звон», «Вечное». Глубиной образов и виртуозностью рисунка впечатляют графические портреты близких людей – «Галя», «Портрет дочери Тани», «Портрет Н. Гугулиной». А какой мощный характер передал мастер в портрете «Шумерлинец»! Тонкостью колорита и поэзией пленяют пейзажи М. Колчина «Полдень на Суре», «Реченька», «Августовский вечер», «Поляна у объездной дороги».
Многих зрителей на выставке покорили живописные портреты людей искусства и современников. Светлый образ русской певицы удался В. Егоровой в портрете Н. Хуморовой «Песнь о Руси». Миру музыки посвящена композиция «Ключ» Э. Егорова. Гармонией цвета притягивает его же портрет «Елена». Важное место на выставке занимает портрет Н.И. Ивановой, Героя Социалистического труда, написанный народным художником Чувашии П. Сизовым, уроженцем деревни Торханы. Живостью образов, красотой живописных отношений радуют портрет П. Антонова кисти художника В. Сапожникова, «Зимний день. Портрет С. Барягина» и портрет В. Антонова кисти художника С. Алешина.
Особое место занимает тема детства. Трепетные, живописные образы детей с любовью переданы П. Ильдеровым («Дочь Эльвира»), С. Барягиным («Портрет дочери»), Е. Никифоровой («Портрет Насти»). Изысканными ноктюрнами звучат и другие авангардные композиции Елены – «Портрет Кеши», «Голубой день».
Необычную, даже сказочную картину «Осенний блюз» показал С. Шматков. Одухотворены лиричные портреты М. Синевой («Светлана»). Поэтикой русского символизма проникнуты портреты-картины О. Полякова («Настроение», «Тишина»). Гимном жизни можно назвать красочные натюрморты с цветами В. Егоровой, Е. Антоновой (1965 г. р.), А. Поляковой, Н. Федоровой, Г. Воронковой и светлые батики Е. Антоновой (1983 г. р.). В романтичных натюрмортах С. Орлова — живописная тайна и гоголевское начало — «Квартет. (Самовары)».
Богато представлен пейзажный раздел. Здесь и музыкальные мотивы родины В. Соколова («Апрельский уголок»), и колоритные лирические полотна В. Сапожникова («Зимний день»), С. Пыринова («Зимний пейзаж»), В. Иванова («Сестры»), С. Воронкова («У храма»), А. Таратина («Сени»), и романтичные панорамы А. Инкина («Харбейский утес»). Редкую красоту шумерлинских озер тонко передали Н. Мартьянов и О. Чиженков («Лесное озеро»).
Традиции русской классической акварели сегодня продолжает Е. Макарова. Великолепны ее пленэрные пейзажи «Мечеть в Крыму», «Храм в Симеизе». Недюжинным мастерством впечатляет ее «Девушка в национальном костюме». Порадовали посетителей выставки и другие графики Шумерли. Здесь — миниатюры и классический офорт А. Будникова («Февраль», «Старые Чебоксары»), образы близких людей в композициях – «Свеча» О. Полякова, «Поэтесса Эльвира Будникова» С. Колганова, воздушные акварели А. Антоновой («Туман») и А. Поляковой («Воспоминания»), рисунки А. Ванеева («Ленинград»), символические композиции Е. Зобковой («Марсианские яблоки»). Интересным дебютом на выставке стало выступление Н. Будниковой. Радостным светом пронизан ее пейзаж «Деревенская дорога».
Сложную тему автопортрета по-своему решают шумерлинцы. Внутреннее движение души, глубину и неповторимость характера передают в автопортретах графики и живописцы: М. Колчин, В. Сапожников, П. Ильдеров, С. Орлов, Л. Матвеев, М. Синева и А. Полякова.
Многим запомнились и полотна наших ветеранов. С большим вниманием и чувством написаны «Натюрморт с кораллом» М. Чубарова и «Расцвела сирень-черемуха в саду» В. Ванеева.
Богато, на высоком уровне представлено декоративно-прикладное искусство художников Шумерли. Известный в России мастер В. Горбунов представил целую серию оригинальных работ в технике резьбы по дереву – прялка «Конь», тарелка «Ростов Великий», декоративные панно. Народные образы самобытно передал мастер в масках «Старик», «Дед Ендимер». Г. Николаевская показала удивительные росписи по дереву – комплект «Нарды», шкатулка декоративная и серию эскизов росписей матрешек.
Виртуозно исполнены семеновские росписи по дереву С. Солдатовой – панно «Молодые», доски разделочные. Радует глаз декоративное панно «Церковь Покрова на Нерли» Л. Смирновой. Шедеврам русского зодчества посвящен искусный барельеф В. Зобкова «Собор Василия Блаженного». Гармонична с природой форма пивного ковша А. Платонова. Торжественно звучит набор «Братина с ковшами», мастерски вырезанный В. Сапожниковым. Монументальным звучанием и цельностью впечатляют рельефы, исполненные по дереву В. Бойко, – «Икона Богоматери» и «Памяти Миттова». Народным юмором и ладом проникнуто панно А. Пояндаева «Сплетники». Им же мастеровито исполнена серия наличников окон и скульптура «Журавль». Динамично закручена композиция панно «Воин-лучник Изей, 1552 г.».
Разнообразно представлена традиционная для Шумерли, но редкая сегодня техника маркетри. Классиком этого вида прикладного искусства можно назвать уникального мастера В. Курналеева. Как никто, он чувствовал и понимал пластику и язык маркетри, мог придумать и блестяще исполнить самую сложную композицию. Многие до сих пор помнят исторические панно-маркетри В. Курналеева «Нашествие татаро-монгольского войска на русскую землю», «Корабль Ингерманланд», «Памяти Дионисия» и другие. Изображение природы в композиции «Сумерки» таинственно и исполнено чистой поэзии.
Эти традиции художники сохраняют и сегодня. О. Солдатов представил оригинальные силуэтные композиции в маркетри «Дети на озере», «Птичий двор» и др. Лаконичны шкатулки О. Полякова «Синички» и др. Лирические пейзажи показал С. Аношин – «Заволжье».
Мастерством покорили зрителей ювелирные произведения О. Полякова – колье «Летучая мышь», подвески «Колокольчик», «Скарабей» и др. И невозможно пройти мимо боевого топора «Хребетника», высокохудожественно выкованного и отгравированного С. Разгудаевым.
В добрый мир народных сказок и обычаев погружаешься, рассматривая причудливую керамику «Хранительница мудрости», «Дух ягодных мест» народного мастера РФ М. Михайловой. Красочна керамика Н. Жданович – «Колокольчики», «Петух», «Ежик в чувашской рубашечке», «Птичка – герб Шумерли». Большой популярностью пользуются праздничные сувениры Н. и А. Аношиных. Надо отметить и православные композиции Г. Теленковой в технике бисероплетения («Св. блаженная Матрона»).
Специалисты отмечают, что выставка шумерлинских художников удалась и имеет большой успех у зрителей. За прошедшие 10 лет подросло новое поколение, и в этот раз в Новочебоксарске выставили свои работы и юные художники нашего города – М. Будников, М. Синев, Е. Синева, С. Аношин, С. Инкин, А. Полякова, Б. Поляков. Значит, у культуры и искусства Шумерли есть будущее, и жители увидят новые выставки. А для этого городу необходима художественная галерея или выставочный зал, где смогут показать творчество не только местные авторы, но и мастера искусства со всей России.
Художники Шумерли благодарят всех, кто помог с организацией этой выставки: главу администрации города Л. Дмитриеву, начальника отдела культуры Т. Фленову, управляющую делами администрации Н. Леонтьеву, сотрудников Шумерлинского историко-краеведческого музея И. Дерябину и Н. Базанову, директора ГЦБС Е. Каширину, библиотекаря М. Бадину, работников культуры Н. Антонову, Н. Хуморову, педагога Т. Андрееву и ее воспитанников, сотрудников Новочебоксарского художественного музея.
Приглашаем всех шумерлинцев в гостеприимный Новочебоксарск на наш вернисаж!
В. Мытиков.

Автор записи: admin

Комментарии:

Добавить комментарий