ЗАКОН ПИШЕМ ВМЕСТЕ

На федеральном уровне изменилось законодательство, определяющее
порядок формирования органов местного самоуправления. Рассказать
об основных нововведениях и о том, как они отразятся на нашей республике,
мы попросили министра юстиции Чувашии Надежду Прокопьеву.– Действительно, 27 мая за № 136-ФЗ принят Федеральный закон «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Этим законом предусматривается возможность образования новых видов муниципальных образований: городской округ с внутригородским делением и внутригородские районы, которые будут формироваться внутри данных городских округов. Право образовывать такие муниципальные образования предоставлено субъекту Российской Федерации.
Еще одно важное изменение в том, что с 1 января 2015 года уточняется перечень вопросов местного значения раздельно для городских и сельских поселений. К ведению городского поселения будет отнесено, как и раньше, 39 вопросов местного значения, а вот в полномочиях сельских поселений остается всего 13 вопросов, остальные будут реализовываться на уровне муниципального района. В то же время субъектам Российской Федерации предоставлено право перераспределять полномочия между местными и региональными органами власти.
И главное – федеральный закон предоставляет возможность выбора порядка организации местной власти: либо прямые выборы главы муниципального образования, либо из состава представительного органа. А также порядка формирования представительного органа муниципального района, который может избираться на прямых выборах (как сегодня) либо формироваться из глав сельских поселений и депутатов их представительных органов. Выбранный порядок должен быть определен в законе субъекта.
– Что же делается органами государственной власти республики по реализации нового федерального закона?
– Мы начали с создания рабочей группы, в состав которой вошли представители исполнительной и законодательной власти Чувашии, органов местного самоуправления, общественности, главный федеральный инспектор, представители региональных политических партий, Центризбиркома и Общественной палаты Чувашии, ТОСов, старосты, главы муниципальных образований, главы сельских поселений.
Члены рабочей группы побывали во всех районах и городах республики.
– Какие мнения высказываются? Можно ли выделить какие-то предложения, высказанные большинством?
– Я сама выезжала в несколько муниципальных образований – в Алатырь, Алатырский, Порецкий и Шумерлинский районы. Могу отметить, что везде обсуждение проходило активно. Высказывались различные мнения. Большинство участвовавших во встречах и выступавших предлагали ввести выборность глав муниципальных районов на прямых всенародных выборах, и чтобы глава района одновременно являлся главой администрации.
– То есть отказаться от двоевластия, когда муниципалитетом управляют глава района и сити-менеджер?
– Да, в этом случае избранный народом глава муниципального района становится и главой администрации района, таким образом, местная власть будет сосредоточена в одном лице. Это говорит и о большем доверии со стороны избирателей, и о больших обязательствах и ответственности выборного главы перед населением района. С учетом передачи 2/3 полномочий (26 из 39) сельских поселений на районный уровень прямые выборы главы муниципального района приобретают особую значимость.
– А что люди говорят о порядке формирования органов власти в сельских поселениях?
– В тех муниципальных районах, где я непосредственно принимала участие в обсуждении, сами главы сельских поселений высказывались за прямые выборы, подчеркивая их большую демократичность.
Немало, и даже большинство, выступающих говорили о том, что на уровне сельских поселений целесообразнее будет выбирать глав поселений из состава выбранных депутатов сельского поселения. Мотивируя тем, что это поднимет статус депутатов сельского поселения, а то сегодняшние реалии таковы, что при выборах депутатов приходится уговаривать людей баллотироваться в депутаты.
Почти во всех муниципалитетах высказывались в ходе обсуждения мнения о том, что власть в субъекте должна быть единой. Многие говорили и о возможности влияния Главы республики на кандидатуру при выборах главы района, влияния главы района на кандидатуру при выборах главы сельского поселения. Про вертикаль власти и назначаемость глав с учетом их профессиональных, личностных и управленческих способностей выполнять важные и ответственные задачи, возложенные на глав сельских поселений.
– Соответствующий законопроект уже разработан?
– С максимальным учетом результатов общественного обсуждения в районах и городах республики, в Общественной палате Чувашии, на других площадках мы подготовили проект закона «О внесении изменений в Закон Чувашской Республики «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике».
В проекте предлагается, во-первых, избирать представительный орган муниципального образования на муниципальных выборах, то есть депутаты всех уровней избираются на прямых выборах по своим округам, как сегодня.
Во-вторых, в городах (Чебоксары, Новочебоксарск, Канаш, Алатырь, Шумерля) предлагается оставить существующий порядок, то есть глава в данных муниципальных образованиях избирается представительным органом из своего состава.
В-третьих, на уровне муниципального района, согласно абсолютному большинству высказанных мнений, главу муниципального района, который одновременно будет являться и главой районной администрации, предлагается избирать на прямых всенародных выборах.
В-четвертых, главу сельского поселения, который будет одновременно являться и главой местной администрации, и председателем Собрания депутатов, предлагается избирать представительным органом из своего состава. Здесь надо учитывать не только высказанные большинством мнения, но и повышение статуса депутатов сельских поселений, и избрание на прямых выборах глав районов, и то, что за последние три года из 284 глав сельских поселений треть глав переизбирались два и более раз. И следующее, как я уже говорила, объем полномочий у сельского поселения уменьшается в три раза.
Очень важный момент: замещение одновременно трех должностей законодатель предусматривает только для глав сельских поселений.
Источник:
«Советская Чувашия».

 

шигашевВалерий Шигашев,
депутат Государственного
Совета Чувашской Республики
по Шумерлинскому
одномандатному
избирательному округу № 21:

«Закон о местном самоуправлении подразумевает разные способы назначения главы администрации муниципалитета с целью либерализации административной системы управления, демократизации общества.
Однако я лично категорически против выборов главы города как руководителя администрации. Попробую пояснить свою позицию.
Во-первых, глава администрации должен быть профессиональным управленцем с набором специфических знаний и опытом в области экономики, юриспруденции, управлении персоналом, психологии и т.д. В целом, это должен быть специалист на уровне топ-менеджера.
Во-вторых, глава администрации должен иметь возможность конструктивно сотрудничать с правительством Чувашии, Государственным Советом и другими органами управления республики. Поэтому кандидатура на данный пост должна подбираться очень тщательно с учетом мнения руководства республики.
Нет никакой гарантии, что кандидаты на пост главы города будут обладать этими заявленными качествами. Может случиться так, что реальные претенденты, способные возглавить город, но понимающие всю сложность данной деятельности и высокую степень ответственности, не станут претендовать на этот пост. Кроме того, специалисты такого уровня, как правило, востребованы на рынке труда как управленцы в коммерческих структурах, где условия труда гораздо привлекательнее, чем на должности главы администрации. И есть риск, что придется выбирать из кандидатов, которые мотивированы завышенным честолюбием, личной наживой путем использования административного ресурса, политически ангажированными, не имеющими возможности выгодно трудоустроиться, и т.д. В данном случае в ход пойдут все средства предвыборной борьбы: красноречие, невыполнимые обещания, затратные PR-технологии. Простому избирателю будет сложно сориентироваться в сложившейся ситуации и принять объективное решение.
В случае же, если выбранный глава не оправдает надежд и не сможет эффективно управлять городом, снять его с должности можно будет опять же волеизъявлением жителей, что само по себе очень сложный и затратный механизм с последующими выборами нового главы.
Скажу более — я вообще против выборности руководителей любого уровня. Поясню свою позицию.
Мы избрали Президента России. Он отвечает за всё, что происходит в стране. Поэтому он должен быть наделён полномочиями назначать не только правительство, но и глав регионов. Главы регионов, в свою очередь, должны назначать глав муниципалитетов и нести ответственность за их деятельность, вместе с ними разделять судьбу муниципалитетов и региона в целом.
В то же время, с целью демократизации общества необходимо дать больше полномочий депутатским органам. Например, в случае несогласия с проводимой работой и по результатам деятельности депутаты должны иметь право аппелировать к руководителю региона о снятии с должности главы муниципалитета с обязательным исполнением данного решения.
Я попытался вкратце изложить свою позицию, но данный вопрос требует более глубокого и комплексного изучения».

Автор записи: admin

Комментарии:

Добавить комментарий