Заповедная роща

Территорию, на которой сегодня расположен наш город, 100 лет назад сплошь покрывали леса. Причем преобладали березняки в возрасте 40-50 лет. Но эти насаждения не были коренными, а вторичными, производными, возникшими после вырубки произраставших здесь материнских насаждений – бывшей корабельной дубравы. Называлась она тогда (до 1860-х годов) Большесурской корабельной рощей, во многих архивных документах она именовалась также Алгашинской Большой сурской рощей. Наверное, потому, чтобы не путать с другой Большесурской корабельной рощей Симбирской губернии – Алатырской. 
«По пространству своему и по значительному запасу дубоваго леса, годнаго на кораблестроение», эта роща была самой крупной дубовой корабельной рощей Российской Империи. По имеющимся данным, каждый восьмой корабль, построенный из дуба в первой половине XIX века для самого мощного в то время Балтийского флота, был выстроен из дубовых кряжей, доставленных из шумерлинского Присурья.
Заготовка корабельного леса в Чувашии началась в 1701 году. И первая партия дубовых корабельных кряжей была заготовлена в присурских лесах. В 1702 году, 27 марта, Петр I именным указом повелел «во всех городах и уездах… осмотреть и описать леса». Указом были определены заповедные корабельные породы: дуб и другие твердолиственные породы, лиственница, а также сосна «в отрубе двенадцать вершков и больше» (то есть 53 см). Их запрещалось рубить на расстоянии 50 вёрст от больших сплавных рек и на 30 и 20 вёрст – от впадающих в них годных для сплава средних и малых рек. Первый лесной указ общегосударственного значения от 18 ноября 1703 г. почти полностью повторил предыдущий указ, ввел строгие карательные меры за нарушения в лесах, а также обязал считать заповедными дубовые массивы: Ильину гору Ядринского уезда, Большесурскую рощу Курмышского уезда и Леонтьев байрак Харьковской губернии. Таким образом, наши леса с первых лет XVIII века оказались в заповедной зоне.
С тех пор в течение более 150 лет, до 1860-х годов, рубка дубовых деревьев производилась только выборочно «на прииск» и только для нужд кораблестроения. Дубравы Поволжья послужили базой для создания мощного Балтийского флота, они также обеспечивали высококачественной древесиной Архангельское ад¬миралтейство.
Заготовкой леса и доставкой его на верфи и адмиралтейства вна¬чале заведовал казанский воевода (впоследствии вице-губернатор) Н.А. Кудрявцев, возглавивший затем возникшее в 1710 г. в Казани портовое управление, преобразованное в 1718 г. в лесную контору, в 1722 г. – в адмиралтей¬скую контору.
Указами 1730—1732 годов заповедные леса были приписаны к адмиралтействам, а лесные массивы Поволжских губерний отнесены к Санкт-Петербургскому адмиралтейству. Надзорные же функции осуществляла Казанская Адмиралтейская (лесная) контора.
Большесурская роща входила в состав непрерывного кряжа лесов, тянущихся по Буинскому, Корсунскому, Ардатовскому и Алатырскому уездам Симбирской ryбepнии и Цивильскому и Ядринскому уездам Казанской губернии. Занимала она чувашскую правобережную часть Курмышского уезда, отстоя от реки Суры в расстоянии от 4 до 15 верст (1 верста — 1,0668 км) и прилегала к степным местностям Курмышского, Ядринского уездов.
Заготавливались дубовые деревья прямые и с корнями. Для этого назначались «комиссионеры и при них мастеровые рабочаго экипажа». Поиск годных деревьев дуба производил комиссионер с наложением условного клейма с ведением подробной ведомости приисканных деревьев. Пригодность и качество дубового дерева до валки предугадывались в основном опытом и интуицией «облащика». Он взбирался на дерево с помощью лестниц или иных приспособлений и простукивал его по высоте. Когда удар молота или обуха топора производил звонкий звук, это дерево предназначалось к валке.
Первоначально дубовые леса в низовых губерниях были в изобилии, и корабельные деревья попадались недалеко друг от друга и от сплавных рек. В дальнейшем места рубок постепенно удалялись от рек, расстояния между крупномерными деревьями постепенно увеличивались, а число их постоянно сокращалось. Поэтому за отыскание большемерных деревьев даже была назначена премия.
С Большесурской корабельной рощи кряжи вывозились на две пристани: со средней и южной части – на Языковскую пристань, а с северной части – на Курмышскую (Пандиковскую). На Языковскую пристань доставлялся корабельный лес также из северной части Алатырской корабельной рощи, находящейся от юго-восточной части Большесурской рощи на расстоянии 31 версты. На лесных пристанях для хранения и сбережения дубовых кряжей были построены склады, «сии дубовые кряжи, хранясь в сараях… будут постепенно высыхать и сделаются прочнее в потреблении».
Караваны с судами, отправлявшиеся от низовых пристаней, достигали Петербурга большей частью за два судоходства (навигационных периода). Зимовка была в г. Рыбинске. Существовало несколько водных систем, из них для нас представляет интерес Мариинский канал, ибо именно по его водам (реки Волга, Шексна, Ковжа, Вытегра, Свирь, озер Белое, Онежское, Ладожское) доставлялись суда с грузом Петербургу.
С конца XVIII века и в первую половину XIX века в Большесурской роще ежегодно заготавливалось в среднем по 500-600 деревьев дуба. Например, «за 10 лет (1799—1809 гг.) в Большом казенном Сурском лесу при селе Алгаши было заготовлено 4878 дубовых кряжей, а за 10 лет (1826—1836 гг.) было вырублено 5976 дубовых деревьев, причем нередко срубались деревья толщиной до 115 см в комле и длиной до 12,5-17 м».
В Государственном историческом архиве Чувашской Республики хранится «Дело о заготовке и вывозке лесоматериалов из лесных дач Курмышского уезда для кораблестроения». Согласно отчету комиссионера Филимонова за зимний период 1835—1836 годов было заготовлено и вывезено на поляны 519 дубовых кряжей, из них отобрано для отправки в Петербург и вывезено на Языковскую пристань 272 кряжа, 33 кряжа оставлены для распиловки и отправки на следующий год. Из оставшихся фаутных (отбракованных) кряжей дальнейшей сортировкой отобрано дополнительно еще 33 кряжа для Казанского арсенала. Таким образом, из заготовленных 519 кряжей выбрано для флота и артиллерии 338 кряжа, или 2/3 от общей заготовки. Остальные деревья пущены в свободную продажу через аукцион. Вывезенные для Петербургского адмиралтейства 272 дерева были заготовлены из участков корабельной рощи при селе Ходары – 160, при деревне Сюмерлях – 21 и при селе Алгаши – 91 дерево. Толщина кряжей составляла до 102 см, а длина – до 13,2 м. В сезон 1836—1837 гг. предусматривалась заготовка в юго-западной части рощи между деревнями Мыслец и Чувашские Алгаши.
С 1830 г. для выделения и освидетельствования корабельных рощ в Низовом округе был назначен генерал-майор Д.Т. Паренсов. При описании заказных рощ отмечалось истощение лесов, их изреженность в результате заготовок и наличие среди крупномерных деревьев большого числа фаутных.
В то же время комиссия 1835—1836 годов в своих журналах подчеркивала, что самый лучший дубовый лес находился в Курмышском уезде, в котором, несмотря на проводившиеся ранее заготовки корабельного леса, встречались до 5-10 огромнейших дубовых деревьев на десятину (1 десятина — 1,0925 га), которые могли дать кряжи толщиной более 90 см в комле и длиной бессучковой части до 6,5 м превосходного качества. Лучший лес произрастал в северной части — около деревень Штанаши, Туваны и Выла и в средней части — у деревень Шумерля, Мыслец. В рощах находились и вырубались настоящие гиганты.
Материалы первого лесоустройства, которое было проведено здесь в 1858 и 1861 годах капитаном Перемежко и старшим таксатором штабс-капитаном Рукевичем, показали, что дубравы здесь занимали 82,1 % покрытой лесом площади, т.е. 46320 десятин. Общая площадь рощи составляла 62190,7 дес., а под лесом находилось 56450,8 дес. Дубравы эти в основном были спелыми и перестойными – возраст дуба составлял от 100 до 300 лет с примесью липы, осины, березы, вяза, ясеня и клена (от 10 до 60 лет) и местами ели (от 20 до 80 лет). Дуб в чистом виде не встречался. Отдельные дубы достигали возраста 500 лет и более.
В сентябре 1863 г. Большесурская роща была передана в ведение Казанской Палаты Государственных имуществ, тем самым была приравнена к остальным казенным (государственным) лесам, а в 1865 году на этой территории было создано одно из первых в Симбирской губернии лесничеств – Сурское.
Н. КОНДРАТЬЕВ, краевед.

Автор записи: admin

Комментарии:

Добавить комментарий