Сколько надо любви и огня, чтобы помнили люди тебя…

Это душевные строки из любимой песни нашей семьи. На любых семейных торжествах, как гимн, звучит эта песня. Все её поют от души, пропуская каждое слово через своё сердце, потому что в семье много педагогов. Недаром про семью нашу говорят – целая династия педагогов. Общий стаж династии — больше 270 лет!

Учительская династия… Так любовно и уважительно называют нашу семью, в которой благородная педагогическая профессия переходит из поколения в поколение: от родителей к детям, от детей к их внукам и правнукам тянется цепочка «сеятелей разумного, доброго, вечного».
В детстве всегда я себе задавала вопрос: «Почему же мои родные выбирают эту трудную профессию учителя? Профессия эта нелегкая, требующая терпения, трудолюбия». Удивляло, как все они очень преданы своей работе, очень любят её и много рассказывают о ней. Поэтому вопроса «кем быть?» для меня не существовало.
Не каждый ребенок, выросший в семье учителя, стремится продолжить семейную династию. Ведь эта работа такого рода, что о ней не забудешь, выйдя за порог школы. Школьные проблемы, бесконечные стопки тетрадей, подготовка к урокам не дают покоя и дома.
Я видела в моей семье нелёгкий и кропотливый труд учителей, отданный детям. Но, несмотря на это, меня тянуло к профессии учителя. Как хотелось мне, девчонке, быть похожей на своих предков-педагогов! Сколько себя помню, представляла и представляю и сейчас себя только учительницей. Игра с подругами была только «в школу», а роль учительницы была, конечно же, моя. Меня привлекали детские доверчивые глаза, школьная суета и шум. Что может быть лучше общения с детьми, понимания, что каждый ребёнок — это целый мир со своими радостями, бедами. Однажды я мечтала зайти в класс учительницей и сказать очень простые слова: «Здравствуйте, дети!». Так что ориентиры для меня были заданы с детства.
Прошли школьные годы… Я поступила в педагогический институт, закончила. Вернулась в родную Юманайскую школу теперь уже учителем. В моей работе добрыми помощниками всегда были родители, у которых общий педагогический стаж составляет 78 лет.

Отец
Севастьян Михайлович Архипов считал, что для педагога главное достижение – это успех его учеников. Он — участник Великой Отечественной войны. Год проработал в Юманайской школе и его призвали в 1938 году в армию. А потом война… Отец трижды был ранен, контужен. За боевые заслуги он был награжден 3 орденами и 14 медалями.
После войны, в 1946 году, он вновь стал работать в родной (теперь уже средней) школе. Преподавал русский язык и литературу. Более 20 лет работал директором школы, воспитал много достойных людей различных профессий, которые до сих пор вспоминают о нем с благодарностью. К примеру, академик Юрий Александрович Иваничев, всемирно известный врач-невропатолог, бывший его ученик, приезжая в родные места, обязательно старается встретиться со своим наставником. Он пишет теплые благодарственные письма.
В семейном архиве хранятся его письма: «Я всегда помню ваши уроки – уроки добра, справедливости. Помню, мы писали сочинение. Вы пришли на урок и сильно хвалили мое сочинение за хорошее содержание, за творческий подход. Я радовался, и гордая улыбка сияла на моем лице. Открыл тетрадку, а там… 5/2. Оказывается, за содержание – «5», а за орфографию – «2».
Читая эти письма, я начинала понимать, что хороший учитель помогает ребенку высказаться, раскрыть себя, побуждает к творчеству, создаёт теплую, задушевную атмосферу общения. Также обладает выдержкой, доброжелательностью, чуткостью, тактом, сопереживанием.

Мама
Ольга Александровна Архипова в Юманайской средней школе проработала 38 лет. Она была учительницей чувашского языка и литературы. Показать красоту чувашского языка, познакомить детей с творчеством лучших чувашских писателей и поэтов, научить любить свой родной язык и край, а главное – воспитать человека с большой буквы – такие задачи ставила она в своей педагогической деятельности. Всегда преданная детям и своему предмету, она трудилась с полной отдачей своих сил и способностей.
Были такие времена, когда к чувашскому языку даже некоторые вышестоящие чиновники относились с пренебрежением. Даже в школу однажды пришло такое распоряжение, чтобы и во внеурочное время дети общались только на русском языке.
Необходимо было поднять престиж родного языка, прежде всего, свой авторитет – такую задачу ставила неутомимая учительница. Учительский дар был дан ей от Бога. Изо всех сил она старалась сделать все возможное, чтобы дети с любовью относились к своему родному языку и народу и гордились тем, что они чуваши.
Дети так увлеклись чувашским языком, что стали писать стихи, басни и рассказы в школьный литературный журнал «Çамрăк хунав».
Моя мама – натура широкая, одаренная, беззаветно любящая чувашский народ и свой край, поклонница всего чувашского, народного. Она обладает организаторскими способностями, музыкальным слухом, играет на баяне. Эти способности передала и нам, детям.
Чтобы продолжить лучшие традиции чувашского народа, Ольга Александровна организовала фольклорную группу, куда входили учащиеся школы, сельская молодежь, родители. Члены кружка собирали местные фольклорные материалы, выступали с концертами среди населения, участвовали в смотрах художественной самодеятельности района и республики, несколько раз снимались на телевидении.
По стопам родителей
Я никогда не забуду слова матери перед её уходом на заслуженный отдых: «Доченька, теперь ты — учительница, постарайся продолжить начатое нами дело. Знания и опыт можно приобрести, но главными чертами педагога должны быть доброта и преданность профессии». Этому она учит и своих детей, снох, а теперь уже и внуков, которые пошли по стопам своих родителей, стали педагогами. Учит и своих правнуков, Янину и Максима, которые учатся в Чувашском педагогическом университете имени И.Я. Яковлева.
Вот уже и мой педагогический стаж составляет 32 года. Работала классным руководителем, заместителем директора Юманайской школы по воспитательной, затем учебной работе.
Продолжая дело родителей, организовывала фольклорные группы, где участвовали дети, родители и сельские жители. Чтобы повысить интерес и любовь к народным традициям, развивать творческие способности детей, проводила фольклорные вечера, посиделки, конкурсы «Играй, гармонь» с приглашением заядлых гармонистов школы и села. В праздники Масленицу, Сурхури, Рождество и т. д. организовывала выставки, оформленные работами умелых рук детей и родителей: вышивками, кружевами, предметами домашней утвари. На таких ярких праздниках старалась показать мудрость народную, у детей и родителей повысить интерес к народным традициям, прикладному творчеству, создавать атмосферу любви, радости и добра.
А на уроках стараюсь построить фундамент успешности для будущего развития детей, сформировать умение учиться и создать такие условия, при которых обучение стало бы средством самовыражения ребёнка. Поэтому тщательно продумываю ход и содержание уроков, применяю эффективные формы, методы обучения, подбираю занимательный материал и включаю игровые моменты в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей.

«Особые» дети
Судьба распорядилась так, что я с 2010 года стала работать с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Каждый ребёнок имеет право на особую заботу и помощь от нашего общества. Но есть дети, у которых физическое и умственное состояние требует повышенного к ним внимания, им необходимы наши помощь и поддержка. Это – «особые» дети. У них свой мир, свои понятия об окружающей действительности. Легко любить красивого, умного и здорового ученика. А как принять «особого» ребёнка-сироту, ребёнка из неблагополучной семьи? Как помочь ему в этой жизни? Полюбить надо такого ребёнка, помочь ему адаптироваться в этой жизни, исправить его поведение, поддержать и наставить на правильный жизненный путь. Полюбить как своего родного. Ведь я для них и мама, и папа, и бабушка в одном лице.
Вот с такой категорией учащихся я и работаю сейчас. Признаюсь, очень переживала, когда начинала. Ведь я долгие годы работала в массовой школе, с другой категорией детей. Невольно задавала себе вопрос: «Получится ли у меня? Чем я могу помочь им, как изменить их судьбу?». И здесь мне помогла мама — педагог, наставник. Она сказала мне: «Не бойся трудностей, не спеши делать выводы. Проработай год, и ты сама поймёшь, твоё ли это призвание». И я прислушалась к её совету. Осталась. И ни минуты об этом не жалела. Знакомилась, изучала, вникала… Постоянная ответственность перед этим «особым» ребёнком, перед своей совестью, перед обществом за него заставляла меня постоянно учиться, совершенствовать своё педагогическое мастерство, стремиться постичь глубину дефектологии, олигофренопедагогики, специальной психологии.
Дети открыли мне свои сердца, стали доверять мне. Каждый день после уроков они провожают меня до школьных ворот интерната словами: «А завтра придёте?». Машут мне своими маленькими ручонками и ждут ответа. От боли сжимается сердце, и я, пряча слёзы, отвечаю: «Обязательно приду, ждите…» А завтра начинается новый день. Я и они – мы вместе.
Работа с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, требует терпения, снисходительности, тактичности. Ведь важно не только дать знания, но и веру в то, что тебя понимают и принимают окружающие, научить доверять миру, помочь найти место в мире для себя – такого непохожего на всех! Дети сами мне помогли понять, что им нужны вера и особый подход. Фундамент моей работы — любовь к детям. И я вижу, как они с радостью и желанием идут ко мне на урок, на занятия. Для меня это высшая награда в моей профессии.

Л. АРСЕНТЬЕВА, Шумерлинская коррекционная школа-интернат.

Автор записи: anna

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *