Расстались полвека назад

С пятого по десятый класс я училась в школе № 2, еще старенькой, деревянной. В ней тогда не было физкультурного зала, и мы занимались в небольшом приспособленном классе, где стояли «конь», через который мы прыгали, брусья. Потом и в это помещение поставили парты, а мы занимались во дворе школы или в сдвоенные уроки физкультуры ходили на стадион «Труд». А зимой наш учитель физкультуры Василий Александрович Татарушкин водил нас на лыжах вверх по улице Чехова за город кататься на «цыганские горы».

Запомнились лыжные городские соревнования, которые проводились на Венце и в которых, конечно же, участвовала наша школа. Когда мы запыхавшиеся, без сил прибегали к финишу, там нас встречала Христина Ивановна Спирина – наш физрук. А летом Христина Ивановна работала в пионерском лагере «Речное» (куда я ездила отдыхать) и кроме физкультуры она нас там учила танцевать «Краковяк», «Переходную полечку», «Падеспань» и др. И девчонки, и мальчишки вечерами на танцплощадке под баян выплясывали эти танцы. Особенно всем нравилась «Переходная полечка».

Чему только не учил нас на уроках труда Владимир Васильевич Лепилин! Делали табуретки, указки, вытачивали какие-то детали, разбирали и учились чинить утюги. А потом девочек стала учить домоводству Нина Васильевна Грачева. В классе были швейные машинки, и мы научились разным швам, делали выкройки и шили юбки, блузки, платья, брюки и даже изготавливали «плиссировки». Общие тетради с записями и выкройками еще долго хранились у меня дома и помогали мне. Кроме шитья, Нина Васильевна учила нас готовить разные блюда, показывала даже как правильно разделать селедку, отделить ее от шкурки и костей. А наши мальчишки ходили учиться слесарному и токарному делу на комбинат автофургонов.

Математику преподавала наш классный руководитель Александра Ивановна Алаева (Клочкова), а русский язык и литературу – Валентина Николаевна Строгова (Космовская). Обе они были тогда молодые, недавно окончившие институты, энергичные, увлеченные. Такими они остались, несмотря на солидный возраст.

И сейчас у меня перед глазами Александра Ивановна. Входит в класс на урок геометрии с большущим треугольником подмышкой. Кстати, написала сейчас про треугольник и вспомнила, как просила своего отца (он работал столяром на комбинате автофургонов) сделать пособия для геометрии. Папа изготовил из дерева пирамиды, прямоугольники, ромбы и другие фигуры, покрыл их лаком. С какой же радостью все это я принесла в школу!

А еще помню, что с нами в классе учился мальчик с ярко рыжими волосами, и его, конечно, дразнили. Александра Ивановна так серьезно нам говорила: «Не нужно его дразнить! Он у нас не рыжий, он у нас золотой!». И мальчишке от слов учительницы наверняка становилось легче.

С нашей классной руководительницей А.И. Алаевой мы, бывшие ее ученики, до сих пор поддерживаем добрые отношения. Даже те, кто уехал из Шумерли, помнят об учителе: звонят, приезжают в гости, делятся своими радостями и горестями.

А еще нередко мне вспоминается наша учительница химии Агния Леонидовна Речнова. Она была человеком, очень увлеченным своим предметом. В школе я ходила в ее химический кружок. Участники этого кружка выступали с интересными химическими опытами перед учениками школы, родителями на различных мероприятиях.

Во времена моей учебы учеников в классах было много. Представляю, как должно быть было трудно учителям проверять знания всех! Тамара Михайловна Гаврис преподавала у нас физику. Очень строгая была учительница, на ее уроках всегда нужно было держаться настороже. Бывало, одного ученика посадит из разных приборов собирать какую-нибудь цепь, другого – вызовет отвечать у доски, остальных поднимает с места отвечать на вопросы.

Зато мы могли немного расслабиться на уроках истории, которые вел добрейший Иван Григорьевич Соловьев. Каюсь, пользовались мы его добротой в своих интересах.

Уроки рисования и черчения вел Анатолий Алексеевич Галес. Особенно мне нравилось, когда он раздавал нам готовые чертежи, и нужно было по ним определиться и нарисовать, как выглядит деталь (предмет) и наоборот, раздавал макеты деталей, и нужно было сделать их чертежи.

Вспоминаются наши веселые походы на поиски металлолома и соревнования между классами – кто больше принес. Зачастую мы звали с собой нашу классную, и она шла, не считаясь со своим личным временем. Молодая она тогда была, веселая.

Еще мы, ученики, ходили в лес собирать желуди – очевидно, как посадочный материал для лесхоза. Помогали даже колхозам с удобрением – золой. Объявят ученикам, что нужно в такой-то день прийти с ведром печной золы (раньше все отапливались дровами), зола затем вывозилась со школьного двора на колхозной машине.

Еще мы помогали благоустраивать территории построенных детского дома и Дворца пионеров. Ученики школы № 2 имеют причастность и к строительству химического завода в Новочебоксарске – летом после 9 класса выезжали туда в трудовой лагерь, жили в палатках и копали траншеи для коммуникаций.

Деньги на выпускной вечер наш 10 класс зарабатывал себе сам — ходили выгружать вагоны с щебенкой около асфальтобетонного завода. С помощью одного из родителей нам удалось поработать на разгрузки и в майские праздники – в эти дни оплата производилась в двойном размере, и конкуренция была большая. А весной также с помощью родителей нашли работу по уборке щитов, которые ставились вдоль дорог на открытых полях для задержания снега. В итоге мы заработали столько, что хватило и на выпускной, и еще осталось. Остатки заработанных денег – по нескольку рублей – каждый получил по ведомости в канцелярии школы. Это была моя первая зарплата. Все думала: что же купить на эти деньги?

Поздравляю школу № 2 с наступающим юбилеем, а своих одноклассников и с 50-летием выпуска!

О. МАЛЕЕВА, выпускница школы № 2 1967 года.

Автор записи: admin

Комментарии:

Добавить комментарий