Проблемы школьного обучения

Известно, что человек обладает, по крайней мере, тремя видами слуха. Первый слух – физический, который позволяет нам различать шум листвы, писк комара. Вторая разновидность – музыкальный слух. Наконец, третий вид – речевой (фонематический) слух. Последний помогает понимать речь, улавливать тончайшие оттенки сказанного, отличать один звук от другого. Ребенок может обладать прекрасным физическим слухом и при этом неверно воспринимать звуки речи. При недостаточности речевого слуха не различаются схожие звучания, обращенная речь воспринимается искаженно.
Если ваш ребенок не в ладах с чтением и русским языком, хотя хорошо справляется с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности, то скорее всего у него нарушен речевой слух. В самом деле, как он может правильно писать и читать, если нечетко слышит звучащую речь? Наряду с речевым слухом люди обладают особым зрением на буквы, позволяющим запомнить и воспроизвести их очертание.
Таким образом, для полноценного обучения ребенок должен иметь удовлетворительное интеллектуальное развитие, сохранный фонематический слух и зрительное восприятие. Не случайно психоневрологи и логопеды при знакомстве со слабоуспевающим школьником внимательно изучают содержание его тетрадей, особенности его речи. Нередко низкая успеваемость ребенка объясняется не состоянием интеллекта, а наличием специфических нарушений чтения (дислексии) и письма (дисграфии).
Дети с дислексией допускают ошибки при чтении: пропускают звуки и слоги, добавляют ненужные, искажают звучание слов, может наблюдаться побуквенное чтение, непонимание прочитанного и т.д. 
При дисграфии могут наблюдаться такие нарушения: недописывание элементов буквы или приписывание лишних элементов, зеркальное письмо, смешение букв, сходных по начертанию, по произношению, слитное написание предлогов и раздельное приставок. Если у ребенка с дисграфией имеются дефекты звукопроизношения, то, скорее всего, они отразятся и на письме.
Уважаемые родители! Помните, что вы – первые учителя своего малыша. Конечно, для преодоления серьезных речевых нарушений необходима помощь специалиста — логопеда. Однако очень многое могут сделать и сами родители. Специально подобранные игры и задания помогут ребенку в дальнейшем без особых трудностей овладеть сложными процессами чтения и письма.

О. Степанова, учитель-логопед.

Автор записи: admin

Комментарии:

Добавить комментарий