Нина Сидорова: к слову «старость» все чаще добавляют эпитет «активная»

Старение – это естественный процесс, и сам по себе он не является проблемой. Настоящие проблемы – это инвалидность, беспомощность и преждевременная смерть. Именно решением этих проблем занимается гериатрия. О ключевых моментах организации гериатрической службы в Чувашии рассказала главный внештатный гериатр Минздрава Чувашии, руководитель Республиканского гериатрического центра в составе Республиканского клинического госпиталя для ветеранов войн Нина Сидорова.

– Нина Сергеевна, что входит в понятие «гериатрическая помощь», и кому она требуется?
– Это система мер долговременной медико-социальной поддержки лиц пожилого и старческого возраста, а также пациентов моложе 60 лет, если у них есть признаки старческой астении. Это помощь людям, которые находятся в зоне возрастной хрупкости, то есть часто подвержены когнитивным расстройствам, депрессиям, одиноки, социально не защищены. Главная цель гериатрии – увеличить продолжительность жизни старшего поколения и улучшить ее качество. Это значит – сохранить или восстановить и продлить на максимально длительный срок способность пожилого к автономному, то есть независимому от посторонних лиц, функционированию.
По расчетам демографов Российской академии народного хозяйства и государственной службы, к пенсионному порогу в России остаются полностью независимыми от посторонней помощи только 71,8 % мужчин и 70,4 % женщин. При этом речь идет даже не о какой-то трудовой или социальной активности, а об элементарной способности самостоятельно мыться, одеваться, ходить по комнате, принимать пищу, вставать с постели и пользоваться туалетом.
В новом майском указе Президент России В. Путин поручил правительству обеспечить повышение средней продолжительности жизни в стране до 78 лет к 2024 г. и до 80 лет – к 2030. Сегодня средний россиянин живет на 10 лет меньше среднего европейца и на 15 – японца. Но еще хуже обстоят дела с продолжительностью здоровой жизни – по этому показателю Россия не входит даже в первую сотню стран мира. Коэффициент здоровой жизни рекомендует подсчитывать Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). Он показывает количество лет, которые человек живет без серьезных хронических или возрастных заболеваний, которые бы осложняли его жизнь или делали его инвалидом. Этот индекс показывает, как работает медицинская и социальная системы страны, удается ли на ранних стадиях отслеживать серьезные заболевания. Именно поэтому очень важно развитие в стране медицины для пожилых.
– Есть ли федеральная программа по гериатрии?
– В 2016 г. Правительство РФ утвердило «Стратегию действий в интересах граждан старшего поколения в РФ до 2025 года». А в 2017 г. в России в рамках стратегии начата реализация пилотного проекта «Территория заботы», целью которого является организация долговременной медицинской и социальной помощи гражданам пожилого и старческого возраста на принципах междисциплинарного и межведомственного взаимодействия.
В 2018 г. указом Президента России «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.» утверждена программа «Демография», в которую вошел федеральный проект «Старшее поколение». Одним из целевых индикаторов программы является продолжительность жизни. Для нашего региона прогнозными показателями к 2024 г. являются: общий – 75,12 лет, для мужчин – 70,35, для женщин – 79,93. Также в 2018 г. стартовало российское многоцентровое эпидемиологическое исследование «Эвкалипт» по изучению распространенности гериатрических синдромов и возраст-ассоциированных заболеваний у пожилых людей. Исследование проводилось в 23 регионах России с различными климатическими, экономическими и демографическими условиями. С его помощью отечественные специалисты рассчитывают получить цельную картину ситуации в стране.
– Каким образом организована работа гериатрической службы республики?
– Люди пожилого возраста нуждаются в особых подходах к организации оказания медицинской помощи. Гериатрическая служба в республике, как и в России, выстроена как трехуровневая система.
1 уровень – это медицинская помощь пожилым в амбулаторных условиях. Для этого в нескольких поликлиниках и межтерриториальных медицинских центрах республики организованы гериатрические кабинеты. Основными задачами поликлинических гериатров являются выявление пациентов со старческой астенией, проведение комплексной гериатрической оценки с определением целей и задач гериатрической помощи конкретному пациенту. Специалистами организовывается патронаж зависимых («хрупких») пациентов, у которых затруднена способность к самообслуживанию, консультация пациентов старше 60 лет, а также осмотры в рамках диспансеризации пациентов старше 75 лет с последующим наблюдением.
2 уровень – медицинская помощь пожилым в стационарных условиях. Показаниями к госпитализации являются обострение возраст-ассоциированного заболевания, а также снижение способности к самообслуживанию, что затрудняет проведение лечебно-диагностических мероприятий амбулаторно или в профильных отделениях медицинских организаций общей сети.
На этом уровне расположены региональные гериатрические центры. В Чувашии такой центр начал работу на базе РКГВВ с 2019 г.
На 3 уровне службы располагается Федеральный научный центр геронтологии и гериатрии. Его основной задачей является организационно-методическая деятельность, в том числе разработка стандартов оказания медицинской помощи пожилым по нозологиям, разработка алгоритмов взаимодействия с социальными службами, а также научная и образовательная деятельность.
– Какова ситуация с кадрами и койками?
– В Чувашии есть уже порядка 20 сертифицированных гериатров. Врачи прошли профессиональную переподготовку в Москве, Нижнем Новгороде, Казани. Разработаны нормативные показатели гериатрических кабинетов и коек, которые должны быть открыты на территории Чувашии, с учетом людей старше 60 лет. Так, в поликлиниках должен работать 1 гериатрический кабинет на 20 тыс. человек старше 60 лет. В стационаре должна быть 1 гериатрическая койка на 2 тыс. населения старше 70 лет. К концу 2019 г. в республике должно работать 16 гериатров, 12 из них – в амбулаторно-поликлиническом звене, 4 – в стационаре. Кроме этого, в медицинских организациях будут созданы мобильные гериатрические бригады патронажной службы.
– Как у нас соблюдается современный стандарт лечения в гериатрии?
– В России недавно разработан профстандарт врачей-гериатров, которые должны не просто лечить пожилых людей, но и выявлять их биологический возраст, а также разрабатывать индивидуальные программы для замедления старения. Порядок оказания медпомощи по профилю «Гериатрия» не подразумевает такого массового ведения пациентов, как у терапевтов и специалистов. Поэтому на прием каждого пациента отводится около одного часа. По мере надобности гериатр контактирует с терапевтами и специалистами, консолидирует их усилия и исключает дублирующие рекомендации и назначения, противопоказанные возрастному пациенту. Иными словами, гериатр приводит лечение к общему знаменателю, расставляет приоритеты и выстраивает для пациента индивидуальный план действий. Кроме того, гериатры взаимодействуют со службами паллиативной медицинской помощи и медицинской реабилитации лиц пожилого возраста, а также с социальными службами, если пациенту необходима помощь такого рода.
Также в последние годы были одобрены клинические рекомендации и соглашения экспертов по фармакотерапии для пациентов пожилого возраста — по старческой астении, сахарному диабету, хронической сердечной недостаточности. В начале этого года были презентованы первое Национальное руководство по гериатрии, в создании которого приняли участие более 40 ведущих экспертов, а также первые российские рекомендации по уходу за ослабленными пожилыми людьми.
Ну, и самое главное – с 2018 г. гериатрическая помощь пожилым пациентам включена в систему ОМС.
– Какие новые методы исследования были внедрены в диагностику возрастных заболеваний в Чувашии?
– Для современной гериатрии характерны собственная методология проведения диагностики, и она состоит из 3 компонентов. Первые два компонента — классические, применяющиеся у пациентов любого возраста. Это рутинные методы диагностики (сбор анамнеза и физикальный осмотр), а также углубленная диагностика (специальные лабораторные и инструментальные методы исследования). Третий компонент – специализированный гериатрический осмотр. Он ориентирован не столько на традиционную нозологическую диагностику и выявление имеющихся у пациента заболеваний, сколько на изучение социального статуса и рисков снижения качества жизни, которые имеются у человека пожилого и, особенно, старческого возраста. Здесь применяются различные опросники и шкалы.
– Каковы основные факторы риска для пожилых?
– В пожилом возрасте очень часто люди едят даже больше, чем в молодости, при этом в старости подвижность человека значительно снижается. В результате – превышение нормальной массы тела, а порой и явная тучность. Именно она, наряду с сахарным диабетом, гипертонией, высоким уровнем холестерина в крови, относится к важнейшим факторам склеротического риска. Если у обследуемого обнаружатся два или три подобных фактора одновременно, то угроза атеросклеротических болезней (инсульта, инфаркта) весьма велика.
С возрастом из-за ухудшения работы органов чувств у пожилых резко повышается риск падений. А в связи с такими часто сопутствующими возрасту факторами, как увеличение веса и снижение плотности костной ткани, полученные при падении повреждения часто требуют госпитализации, дорогостоящего лечения и продолжительной реабилитации. Зачастую травмы становятся причиной ограничения двигательной активности и вызывают необходимость длительного ухода, вплоть до помещения в дома престарелых. А ведь этот фактор риска пожилого возраста в большинстве случаев можно предотвратить.
Любые неприятности, стрессы, глубокие, изнуряющие конфликты и негативные эмоции, социальная изоляция пагубно влияют на состояние мозга, а через него и на весь организм. У пожилого человека под влиянием психического потрясения может возникнуть инфаркт, инсульт, недостаточность кровообращения или тяжелое воспаление легких, злокачественное новообразование и прочее.
Ну и, конечно, факторами, усугубляющими хронизацию патологий, являются вредные привычки – злоупотребление алкоголем, курение.
– Как проводится профилактика заболеваний?
– Принципы гериатрической профилактики «разработал» еще Гиппократ, проживший, кстати, 104 года. Его советы – умеренность, чистый воздух, ежедневные трения тела (массаж), телесные упражнения – до сих пор сохранили свою ценность. Но важно помнить, что нагрузки подбираются гериатром строго индивидуально, ведь если одному человеку может быть по силам и плавание, и ходьба на лыжах, то для другого простой комплекс утренней зарядки может оказаться на грани возможности. И кстати, физическая нагрузка очень важна для профилактики саркопении – потери мышечной массы и силы.
С этим тесно связана вторая заповедь – следить за своим весом. Причем парадокс возраста в том, что худеть пожилым более опасно, чем полнеть. Но все должны понимать, что лишний вес провоцирует многие хронические заболевания, в том числе гипертонию, диабет, увеличивает риск инфарктов и инсультов.
Третьим важным элементом в период профилактики и оздоровления является психическая гигиена, то есть забота о состоянии памяти и мыслительных процессов, о настроении. То есть необходимо регулярно давать работу мозгу и сохранять спокойное, оптимистическое настроение, ведь оно положительно влияет на состояние здоровья.
Ну и, конечно, важный компонент профилактики – диспансеризация. Для пожилых людей в нее внесены специальные поправки. Программа трансформировалась из широкого обследования в комплекс скринингов на конкретные группы болезней.
– Есть ли в гериатрии мифы, можете ли Вы их опровергнуть?
– В российском обществе сложился стереотип о том, что у пожилых людей «должно что-то болеть», что лечить их бессмысленно. Кстати, равная доступность медицинской помощи для всех возрастов постулируется в Стратегии. И это значит, что лечить, в том числе с использованием высокотехнологичных методов, мы можем и должны в любом возрасте. К примеру, если нужно прооперировать пациента с катарактой, его должны прооперировать, потому что у него должно быть хорошее зрение и в 80 лет, и в 85 лет. На самом деле старческие неизлечимые болезни в очень многих случаях свидетельствуют лишь о поздней диагностике заболевания, которая случается из-за поздней обращаемости к врачам. К примеру, анализ онкологической выживаемости самых пожилых пациентов показал, что она сравнима с общей выживаемостью в группах больных 60-75. Как видим, лечение стариков имеет хороший эффект.
– Ваши пожелания коллегам и пациентам?
– Сегодня старение рассматривается не как последний этап жизни, а как очередной этап развития человека. Современный подход к проблемам старости заключается в том, что ее можно не только облегчить, вполне реально отдалить ее наступление, продлить жизнь человека вообще и в особенности ее активную, полноценную часть. К слову «старость» все чаще добавляют эпитет «активная». Это значит, что помимо физического, психического здоровья у пожилого человека имеются цели в жизни, способность и желание к обучению, социальная активность. Теперь, при поддержке гериатров, это становится реальностью для пожилых и нашей республики.
Подготовили Н. Володина, Е. Кириллова.

Как сообщила нашей газете заместитель главного врача по поликлинической части Шумерлинского ММЦ Елена Куксенкова, в 2017 году профессиональную подготовку по специальности «гериатрия» прошла врач общей практики Екатерина Мартынова, которая применяет полученные знания в своей основной работе. Отдельного специализированного кабинета в структуре Шумерлинского ММЦ пока не создано.

Автор записи: admin

Комментарии:

Добавить комментарий