Наставничество возвращается в школы

Слово «наставник» для людей из советского прошлого не ново. Тогда  практика наставничества была широко распространена на предприятиях и  в различных учреждениях. Эта система приносила реальные положительные плоды:  помогала молодым специалистам  окунуться в трудовую деятельность, сбившимся с пути — обрести опору, младшим школьникам — найти старшего друга.  В школьной среде наставничество строилось в рамках пионерско-комсомольских организаций. С прекращением своей деятельности этих организаций ушло из школ и  наставничество.  

Нынешнее  нововведение — внедрение системы наставничества в школы республики – по сути является  хорошо забытым старым. Инициатором проекта стал Фонд «Чувашия». В 2017 году разработанный им социально значимый проект «Шаг навстречу» стал победителем конкурса грантов Президента Российской Федерации. В январе этого года в числе 35 ресурсных центров Фонда «Чувашия» приступили  к реализации данного проекта Егоркинская средняя школа Шумерлинского района, гимназия № 8 и школа № 6 города Шумерли. 

О ходе внедрения проекта «Шаг навстречу» корреспондент газеты побеседовала с исполняющей обязанности заместителя директора по учебной работе Егоркинской средней школы Алевтиной  Мозяковой.

Корр.: Чем заинтересовал вас этот проект? Почему школа изъявила желание реализовывать его? 

— Педагогам нашей школы не понаслышке знакома тема наставничества. Учителя школы еще застали те времена, когда сами, будучи школьниками, были пионервожатыми. Много положительного опыта всплывает в памяти об этом, и  учителя, так или иначе, применяли методы наставничества в своей деятельности. Когда же в начале этого года  наставничество системно вошло в образование республики,  мы  с радостью откликнулись.

Корр.: Что  представляет собой проект «Шаг навстречу»?

— Основная идея проекта – возрождение института наставничества для детей и подростков с учетом  современных реалий. Воплощение этой идеи  влечет за собой решение острых существующих социальных проблем, таких, как ранняя профилактика социально опасного положения детей с использованием потенциала самих обучающихся. В рамках проекта старшими школьниками оказывается содействие сверстникам и младшим школьникам по вовлечению в военно-патриотические, физкультурно-спортивные, досуговые мероприятия, так и их индивидуальная поддержка.  

            Корр.: Проходили ли педагоги и будущие наставники специальное обучение? Как происходило внедрение в проект? 

— Первый семинар-практикум Фондом «Чувашия» совместно с Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики был организован  8-9 января 2018 года.  В нем приняли участие руководители ресурсных центров, школьные педагоги-психологи, специалисты муниципальных органов управления образованием, координирующие вопросы воспитания. Эксперты Национального ресурсного центра наставничества «МЕНТОРИ» (г. Москва) представили кейс по запуску программы наставничества для подростков «Плюс один». На семинаре мы получили  подробные разъяснения по разработке и внедрению методологии для наставнической программы. 

В марте 2018 года для участников проекта «Шаг навстречу» из Алатыря и Шумерли, Алатырского, Красночетайского, Порецкого и Шумерлинского районов в гимназии № 8  Шумерли был организован кустовой семинар-тренинг волонтеров-наставников. На этом мероприятии мы перенимали опыт друг друга, делились особенностями внедрения проекта в образовательную среду. Для нас был организован курс «О мониторинге социального положения детей».   Школьники-наставники на секционных площадках  были заняты в мастер-классах,  размышляли на тему «Я – наставник: для кого и как?».  Здесь мы получили футболки с брендом проекта и соответствующую литературу, которую активно используем сейчас в повседневной жизни школы. 

Корр.: Как  школа подготовилась к внедрению проекта? И каково было отношение к этому обучающиеся?

-   В нашей школе в январе  был разработан подпроект  «Руку другу протяни», в которой были учтены все особенности нашей образовательной организации. Цель проекта в рамках нашей школы -  оказание помощи ученикам младшего возраста, воспитанникам дошкольной группы, мотивация учащихся на внеклассную работу, реализация интеллектуальных и творческих способностей детей. Начальным этапом реализации проекта стало проведение среди обучающихся 1-8-х классов анкетирования на выявление заинтересованных в наставничестве детей. Результаты анкетирования показали, что дети 1-4-х классов хотят сотрудничать со старшими, а среди учащихся 5-9-х классов выявились  желающие помогать младшим.

Корр.: Расскажите вкратце о том, как проходило становление старших детей наставниками?

— Классными руководителями в рамках проекта проделывалась большая тренинговая работа, в ходе которой ребята знакомились с опытом наставничества в разных сферах. Наглядным примером послужила демонстрация презентаций, видеороликов, фрагментов фильмов. Был проведен круглый стол с участием  ветеранов педагогического труда, педагогов школы. Ветераны на примере своего педагогического опыта подтверждали  положительные моменты данного направления.  Школьники проявили к движению активный интерес и желание действовать,  отметили для себя важность и актуальность наставничества.  Сейчас в школе  27 обучающихся успешно реализуют себя в роли наставников. 

Корр.: Какую деятельность подразумевает наставничество? С каких дел началась реализация проекта?

—  Образ первого учителя остается в памяти детей на всю жизнь, именно поэтому ребята-наставники изъявили желание пойти в классы, где преподают их первые учителя.   Здесь они  быстро нашли общий язык с педагогом и организовали совместную работу. В проведении  многих внеклассных мероприятий   наставники – незаменимые помощники. 

Далеко не всегда дети внимательны на уроке, когда учитель объясняет, что и как надо сделать. Самостоятельно разобраться в непонятном материале такой школьник вряд ли захочет и сможет. И тут на помощь приходят волонтеры-наставники, помогают младшеклассникам в процессе выполнения домашних заданий. Их  можно видеть в классе у подопечных и до начала урока, и на переменах, и после уроков тоже. Так, шестиклассники у нас являются наставниками обучающихся 1-2-х классов, наставники из 7-го и 9-го классов шефствуют над третьеклассниками, восьмиклассники – над обучающимися 4-го класса, а пятиклассники взяли под свою опеку воспитанников дошкольной группы. 

Наставниками-волонтерами были проведены мероприятия, посвященные 8 Марта, Дню космонавтики, Дню защиты детей. Особый интерес у наставников и наставляемых вызывают  спортивные мероприятия. В Год  добровольца  агитбригада наставников подготовила выступление «Мы за ЗОЖ», которое было отправлено на конкурс агитбригад в рамках реализации проекта «Шаг навстречу».

Корр.: Нравится ли младшим быть наставляемыми?

— Младшеклассники всегда с уважением и с легкой завистью смотрят на старшеклассников.  А тут они стали их старшими помощниками, друзьями. Они дорожат этой дружбой. В реалиях сельской жизни наставничество часто не заканчивается школой,  а продолжается и вне школы, во дворе, на улице. Наставникам рады и дошкольники. Пятиклассники в дошкольной группе – частые гости. Смотря на старших, малыши видят в них пример для подражания. И для наставников быть примером – серьезное дело.

Корр.: Что дает школьникам  наставничество?  

— По праву можно считать, что проект дает дополнительные ресурсы для воспитания детей в духе ответственности, толерантности, взаимовыручки, способствует выработке у школьников   активной жизненной позиции. Дети понимают, что быть наставником ответственно, надо многое уметь самому, чтобы научить другого. Наставничество подстегивает детей совершенствоваться, получать новые знания и навыки. Ученики в ходе наставничества учатся разрешать конфликтные ситуации, договариваться, у них вырабатываются навыки дипломатии.

            Можно сказать, что за время реализации проекта наставники стали настоящими помощниками педагогов. В результате проявленной ими инициативы проведено не одно классное и общешкольное мероприятие. Если некоторые наставники изначально были активистами школы, то многих именно этот проект подтолкнул их расширить поле своей деятельности. Организаторские способности наставников совершенствуются изо дня в день. Как отмечают педагоги школы, благодаря реализации проекта,  в школе  царит общая дружеская атмосфера.  

Корр.: Практикуется ли в школе адресная помощь наставников?

— Тем, кто оказался в трудной жизненной ситуации и в социально опасном положении, уделяется повышенное внимание.  Учеников, склонных к правонарушениям, привлекаем к наставничеству, естественно, под пристальным вниманием педагогов, так как это подстегивает к самоконтролю, положительной активности. Наставники находятся в тесном общении с младшеклассниками, чье поведение нужно направить в правильное русло, с теми, кому с трудом дается учеба. Наставническая помощь оказывается ненавязчиво и тактично. С удовольствием  отмечаю, что в  результате реализации проекта с внутришкольного учета недавно снят один обучающийся. Это еще раз подтвердило то, что наставничество является одной из лучших форм педагогического воздействия на школьников.   

Корр.: Каковы сроки реализации проекта и ваши планы на будущее?

— Проект рассчитан на один год. В ноябре состоится республиканский форум «За здоровое поколение», на котором будут подведены итоги конкурса методик, пройдет финальный этап конкурса агитбригад. Но на этом наставничество не заканчивается. Положительные отзывы о работе наставников-волонтеров со стороны родителей, педагогов, детей говорят о том, что у проекта «Руку другу протяни» в нашей школе есть будущее. Мы продолжим это начинание, так как считаем наставничество востребованным и  результативным методом воспитания подрастающего поколения.  Проект «Шаг навстречу» подарил нам искру, и мы, как нам кажется, смогли зажечь костер почти в каждой  маленькой душе. 

Беседовала М. Ветликова.

 

 

МНЕНИЕ

Ирина Гаврилова,  воспитатель дошкольной группы, мама второклассника:

— Я работаю в разновозрастной  группе Егоркинской средней школы воспитателем. Для меня моя профессия – это возможность постоянно находиться в мире детства. Но создавать атмосферу сказки и фантазии порой одной нелегко. Посильную помощь на сегодняшний день мне оказывают  наставники-волонтеры нашей школы, которые в рамках реализации проекта «Руку другу протяни» проводят с дошкольниками спортивные игры, организовывают экскурсии по малой родине, помогают с проведением календарных праздников. Дошкольники очень рады им, и каждый раз с нетерпением ждут новой встречи.

Поддержку волонтеров я ощущаю не только как воспитатель, но и как мать. Мой сын учится во втором классе. С недавних пор он часто рассказывает о том, как старшеклассники приходят к ним до начала уроков, во время перемен, после уроков и стараются увлечь их чем-то полезным. Некоторые домашние задания сын делает еще в школе. Мне кажется, что он стал более любознательным. 

Хочу поблагодарить юных наставников и пожелать им успехов, а также надеюсь на дальнейшее сотрудничество.

Автор записи: anna

Комментарии:

Добавить комментарий