Как помочь понять ценность жизни?

В настоящее время очень актуальна тема подросткового суицида. Во-первых, из-за того, что в последнее время участились случаи, когда подростки, не найдя выхода из своей жизненной проблемы, пытаются свести счёты с жизнью. Во-вторых, в средствах массовой информации всё чаще и чаще затрагивается эта тема и тем самым подогревается
к ней интерес не только взрослых, но и подростков. О причинах, толкающих детей на совершение суицида, о признаках, по которым можно определить склонность подростка
к суициду и о том, как же можно помочь подростку не совершить этот страшный шаг, — в интервью медицинского психолога Республиканской психиатрической больницы Анастасии Ивановой.

Корр.: Анастасия Валерьевна, можно ли выделить возраст подростка, с которого проблема суицида становится актуальной?
— Для начала предлагаю определиться с терминологией и оставить обсуждение суицидов, являющихся следствием психического заболевания, врачам-психиатрам. В нашем случае разговор пойдет об аутоагрессивной реакции протеста. Для подобного типа реакции считается характерным возникновение по механизму короткого замыкания. В случае психогенных развитий им непосредственно предшествует очередной конфликт, действующий по типу последней капли. Как правило, суицидальные попытки не встречаются у детей ранее 8 лет. Удивительно, но 30-40 лет назад этого не было. Пик подростковой аутоагрессивной реакции приходится на 14-18 лет.
Корр.: Каковы основные мотивы суицидального поведения в подростковом возрасте? Или с чем это связано?
— Суицид подростков достаточно специфичен. Основная причина суицидального поведения подростков – импульсивные действия и склонность к подражательному поведению. Наибольшее количество суицидов связано с конфликтными отношениями в семье и в школе, а также с демонстративно шантажным поведением в целях манипулирования окружающими.
Следует отметить, что девочки в 6 раз чаще совершают суицидальные попытки без серьезных последствий, в то время как у мальчиков они чаще заканчиваются летальным исходом. При этом только у 6-8 % несовершеннолетних зарегистрированы психические расстройства.
Корр.: Почему конфликт с родителями стоит на первом месте среди проблем, приводящих к суициду?
— По данным многочисленных исследований, как отечественных, так и зарубежных авторов, риск подросткового суицида очень велик в семьях с нарушенной коммуникацией: где члены семьи слушают друг друга, но не слышат, где преобладают перфекционистские родительские установки (либо идеально, либо никак), где ребенка отвергают эмоционально (накормлен, одет, обут и ладно, а что там у него на душе — неважно), где авторитет одного из родителей тотально подавляет волю как другого родителя, так и ребенка. В таких семьях подростку для выражения несогласия и утверждения собственного мнения часто остается лишь одно средство.
Кроме того, говоря о подростковых суицидах, нельзя пройти мимо такого факта, как несформированность у подавляющего большинства 13-16-летних детей способности предвосхищать последствия собственных действий. Согласно проведенным исследованиям, меньше 20 % подростков всерьез осознают, что последует, если, к примеру, спрыгнуть с девятого этажа. Интеллектуально «смерть для других» они признают, а вот для себя на эмоциональном уровне фактически отрицают. Немаловажную роль играет и увлеченность компьютерными играми: подростки привыкают, что смерти нет, главное — вовремя «сохраниться» и можно начать игру заново. К сожалению, в реальности это не так.
Корр.: Как родителям распознать наличие суицидальных мыслей у подростка?
— Если говорить о суициде как о потере мотива жизни, то я бы хотела перечислить те признаки, которые должны насторожить родителей. Это потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней, частые жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость), необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду, постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти, ощущение скуки, уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, погруженность в размышления о смерти, отсутствие планов на будущее, внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей.
Я бы посоветовала родителям делиться с детьми эмоциями. С ними надо обсуждать различные ситуации, которые происходят в семье, чтобы они понимали, что происходит. Ведь часто подростки начинают искать ответы на свои вопросы на стороне, а находят опасные группы.
Мы очень боимся обсуждать тему смерти, в отличие от восточной культуры. И в связи с этим подростки часто романтизируют ее. Дети не представляют, насколько сильна и неизбежна смерть. Они представляют себя в цветах, пышные похороны, рядом скорбящих родных в красивых траурных одеждах. Объясните им, что для мамы и папы это горе на всю жизнь, их «враги», которым они хотели что-то показать, ничего не осознают.
Следующий шагом в разговоре с подростком является выстраивание ценностей в его жизни. Разговор должен строиться на том, что для него важно и ценно. Кем мечтает стать? Расскажите своему подростку, как он может этого добиться, если сейчас не опустит руки.
Не игнорируйте тревожные звоночки. Не оставляйте без внимания разговоры на тему «Что бы вы сделали, если бы я умер?», посты в соцсетях «Какую речь вы бы сказали на моих похоронах?», брошенную в ходе ссоры фразу «Лучше бы я умер!» Акцентируйте на этом внимание и говорите с ребенком на эти темы. Даже если вам кажется, что это манипуляция.
Постарайтесь не сравнивать своего ребенка с другими детьми, сравнивайте его с ним самим: «Помнишь, у тебя получилось вчера?», он должен знать, что для него это возможно.
Не пугайте его неизвестностью – «Только попробуй не сдай экзамен».
Просите прощения у ребенка, если обозвали его в ходе ссоры негативным оценочным словом. Объясните, что взрослый тоже может быть не прав.
Помните о досуге! Чем больше ребенок загружен, тем меньше его сознание занято другими моментами. При этом не надо создавать обстановку, в которой ребенок всегда должен оправдывать надежды.
Ищите несколько признаков готовящегося самоубийства: приведение своих дел в порядок, раздача ценных вещей, упаковывание; прощание (может принять форму выражения благодарности различным людям за помощь в разное время жизни); внешняя удовлетворенность (если решение покончить с собой принято, а план составлен, то мысли на эту тему перестают мучить, внешне расслабляется – может показаться, что отказался от мысли о самоубийстве); письменные указания в письмах, записках, дневнике, словесные указания или угрозы; вспышки гнева у импульсивных подростков; бессонница. Игнорирование этих сигналов может быть воспринято подростком как одобрение его намерений.
Корр.: Куда лучше обратиться родителям и где смогут оказать реальную психологическую помощь?
— В республике есть возможность получить дистанционную экстренную психологическую помощь по двум горячим линиям: по детскому телефону доверия (Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики) — 8-800-2000-122 и по Единому республиканскому телефону доверия (Министерство здравоохранения Чувашской Республики) — 8- 800-100-49-94. Телефоны доверия работают анонимно, бесплатно, в круглосуточном режиме.
Психологической службой Минздрава Чувашии также создана страница «Кризисная линия психологической помощи» в социальной сети «Вконтакте». Там медицинские психологи в онлайн-режиме отвечают на вопросы подписчиков.
Корр.: Телефон доверия – это, конечно, хорошо, но ведь врачу, тем более психологу, необходим прямой контакт с тем, у кого имеются какие-то проблемы. Как еще можно обратиться к специалисту?
— Для решения возникших проблем можно обратиться в психотерапевтический центр по адресу: г. Чебоксары, ул. К.Иванова, д. 20, где прием ведут врачи-психотерапевты и медицинские психологи. Прием осуществляется как самостоятельно, так и по направлению врача-психотерапевта, запись осуществляется по электронной регистратуре либо непосредственно в регистратуре психотерапевтического центра. В психотерапевтическом центре можно получить и анонимную помощь, но она будет платной.

 

Автор записи: anna

Комментарии:

Добавить комментарий