Герои живы, пока память о них жива

Слово «ветеран» в России давно уже стало нарицательным. Герои настолько близки каждому из нас, что хочется верить: мы никогда не сможем забыть подвига наших дедов и прадедов. Каждая семья хранит немало историй из жизни, которые с трепетом, а часто и со слезами на глазах передаются из уст в уста. С глубоким чувством уважения и признательности рассказывает о родных людях — своих родителях и родителях мужа — свидетелях той страшной войны, Любовь Григорьевна Дмитриева.
Для меня, маленькой Любы, папа-разведчик и мама-труженица тыла всегда были примером для подражания. Вспоминать о годах страшной войны тяжело, больно ворошить старые раны, но мои родители — Вера Ивановна и Григорий Федорович — наоборот, старались оставить в памяти детей то, что самим пришлось пережить. Так, вечерами за лепкой фигурок из пластилина отец рассказывал, как, несмотря на голод и страдания, советские солдаты день за днем ковали Победу. Григорию Федоровичу не суждено было окончить ремесленное училище в Горьком: свои коррективы внесла война, в 1941-ом его призвали на фронт. Окончив 11-месячные курсы подготовки, он служил на 1-ом Украинском фронте корректировщиком огня, разведчиком. Сегодня мальчишки в 16-17 лет вряд ли могут себе представить, как можно ежедневно рисковать своей жизнью ради спасения других, а у Григория Федоровича не было даже мысли поступать иначе. И в мороз, и в стужу он подбирался вплотную к немецким позициям, чтобы почти со стопроцентной точностью определить огневые точки армии врага. Отлично владея немецким языком, Григорий собирал оперативную информацию, подключившись к немецким коммуникациям. Все собранные им сведения тут же передавались командующему войсками Георгию Константиновичу Жукову, после чего Советская армия наносила точные удары по живой силе противника и технике.
Из историй, рассказанных отцом, у детей сложилось ясное представление о том, что труд разведчика — это непрерывный, настойчивый поиск оптимальных решений поставленных задач, поиск повседневный, кропотливый, требующий мобилизации всех интеллектуальных, а часто и физических сил, выносливости и устойчивости к стрессу, воли, мужества. Отец был защитником не только своей Родины, но и, в первую очередь, — своей семьи. Жена Вера во всем поддерживала мужа, организуя домашний уют в сложных послевоенных условиях. В семье было 5 своих детей, но дома ребятишек всегда было вдвое больше: работая в интернате, Вера Ивановна брала своих воспитанников на выходные и каникулы. Причем любовь делилась на всех поровну, родители никогда не выделяли своих детей, окружая вниманием и заботой каждого ребенка.
Немало историй было и на жизненном пути моего свекра. Шел 1941-й год… Константин Иванович должен был демобилизоваться, поскольку он уже отслужил 2 года в армии, но началась война. В одном из боев, по решению генерала А.А. Власова, командующего 2-й ударной армией, армия была сдана в плен. В состав 2-й ударной входила и стрелковая дивизия, в которой Константин Иванович служил поваром. Так он попал в лагерь смерти «Освенцим». Константин вместе со своим другом Петром не раз пытался сбежать из страшного концлагеря, и однажды им удалось это сделать. Спрятавшись в вагоне с углем, они поехали в сторону Советского Союза. На пути следования вагон был оцеплен, и друзья попали на территорию оккупированной Франции. Там их быстро задержали, ведь у них на шее были номерные жетоны концлагеря, и отправили в рабство. Они стали батраками у немца-фермера. Сказать, что им было невыносимо трудно, — ничего не сказать. Спали они в хлеву и в морозные ночи, чтобы не замерзнуть до смерти, прижимались к лошадям и грелись. Но даже в такие минуты они не переставали любить жизнь и не сдавались. Трудолюбием они заслужили снисхождение хозяев, и им иногда стали давать немного каши.
Однажды конная повозка хозяина сорвалась и помчалась прямиком на его шестилетнюю дочку. Все это происходило на глазах у Константина Ивановича. Он, не раздумывая, вспрыгнул на повозку и остановил ее в метре от девочки.
Такой храбрый, самоотверженный поступок не мог остаться незамеченным, спасение дочки сблизило немецкого фермера и русского батрака. Теперь на ночь Константин Иванович мог приходить в дом и спать на кровати, хотя такие послабления были строго запрещены властями, а соседи в любой момент могли сдать фермера.
Шло время, Франция была освобождена американскими войсками. Константину Ивановичу предлагали отказаться от родины и стать американским шпионом, но ему страшно хотелось домой, к своим родителям. К тому же там его ждала любимая Евдокия, которая во время войны ежедневно по 17 часов строгала лыжи на Свердловском лыжном заводе и своим неустанным трудом приближала радость встречи с любимым. После освобождения Константин Иванович вернулся в СССР и отслужил еще год в рядах Красной Армии.
К сожалению, этим замечательным людям не суждено было дожить до славного юбилея, но память о них жива в сердцах детей и внуков.

Награды Григория Федоровича Грошева:
— медаль «За боевые заслуги» (02.08.1944 г.),
— медаль «За отвагу» (10.09.1944 г.),
— орден Красной Звезды (11.02.45 г.),
— орден Славы III степени (10.05.1945 г.).

Автор записи: admin

Комментарии:

Добавить комментарий