Театр — хорошее дополнение урока

В рамках урока нельзя решить весь разнообразный спектр задач, стоящих перед учителем и учениками, особенно если речь идет об изучении чувашского языка, когда количество часов ограничено. В этом случае большое значение должно быть уделено повышению мотивации учащихся и формированию устойчивого интереса к истории и культуре чувашского народа, а также стремлению к саморазвитию и самосовершенствованию.

Внеклассная работа по чувашскому языку имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Одной из традиционных и широко используемых форм внеклассной деятельности является работа в кружке или клубе. В школе № 2 таким объединением ребят, интересующихся культурой чувашского народа, стал клуб любителей чувашского языка «Асамат».
Практика показала, что занятия в клубе помогают повторить, активизировать языковой материал, усвоенный на уроках. А театральная сцена приучает детей к четкой речи, правильно оформленной фонетически и интонационно.
Очень важными факторами при подборе репертуара являются соответствие предлагаемого чувашского текста языковым знаниям школьников и возможность массового вовлечения детей в спектакли. Работа над спектаклем занимает в среднем 3-4 месяца. При отборе детей на роли мы руководствуемся, прежде всего, их желанием, а также индивидуальными данными. Хотя в театральном спектакле участвуют в среднем 15-20 человек, желающих сыграть даже небольшую роль гораздо больше. Успеваемость по языку учитывается лишь при назначении на большую роль. Приглашение на роли слабоуспевающих ребят является для них стимулом к занятиям чувашским языком: увеличивается их словарный запас, улучшается произношение.
После отбора кандидатов на все роли проводим обсуждение сценария: уточняем его основную идею, отдельные детали, анализируем характеры персонажей, как главных, так и второстепенных. Разбор пьесы не занимает много времени, но оказывается очень полезным: дети входят в мир своих героев, им становятся понятны характеры всех персонажей. Работа над ролью – самая кропотливая часть работы и осуществляется она в индивидуальном порядке с каждым участником спектакля.
После этого мы приступаем к репетициям на сцене. Сначала репетируем отдельные акты. Почти никогда не бывает так, чтобы, выучив свои роли, ребята сразу начали играть. Необходимость двигаться на сцене, громко говорить, сопровождать каждое движение мимикой, жестами – все это в начале работы приводит к тому, что дети забывают текст роли. Соединение игры с текстом происходит постепенно, от репетиции к репетиции. Хочется отметить такой парадокс: школьники во время репетиций учат слова не только своей роли, но и ролей своих друзей. У детей возникает естественное желание понять и запомнить слова своих партнеров, глубже осмыслить свои реплики на сцене. Ко времени премьеры ребята свободно владеют текстом всей пьесы, язык становится для них второстепенным фактором. На первое место выступает желание лучше сыграть свою роль, сделать так, чтобы спектакль понравился зрителям.
Костюмы делаем самостоятельно. Иногда привлекаем родителей. Для каждого спектакля готовится музыкальное сопровождение и постановка небольших танцевальных сцен.
Со стороны администрации нашей школы клуб «Асамат» находит поддержку и одобрение. Объявление благодарностей, грамоты исполнителям – всё это свидетельствует о серьезном отношении взрослых к труду детей.
У нас имеется опыт постановок как небольших пьес, так и больших по объему инсценировок. Члены клуба «Асамат» на протяжении нескольких лет успешно выступают на школьных и городских мероприятиях. В прошлом учебном году мы подготовили мюзикл по сказке Михаила Юхмы «Пукане» («Кукла»). Приняв участие в III Республиканском фестивале детских самодеятельных театральных коллективов «АВАНсцена», артисты получили специальный диплом «За сохранение и развитие чувашского языка и культуры», а обучающийся 4 Б класса Антон Никифоренко награжден дипломом в номинации «Лучшая детская мужская роль».
Члены клуба «Асамат» не останавливаются на достигнутом, впереди – новые планы, постановки. А какие, об этом мы узнаем в будущем, юбилейном для клуба году.

Л. Александрова, Г. Дианская, 
руководители клуба «Асамат».

Post Author: anna

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *