Охота за накоплениями. Как «уводят» наши будущие пенсии

"Уважаемый клиент! Наш негосударственный пенсионный фонд «Хороший» извещает вас о прекращении договора об обязательном пенсионном страховании в связи с заключением вами нового договора о страховании с НПФ «Удачный». Учтенные на вашем счете пенсионные накопления в размере 295 тысяч рублей направлены в НПФ «Удачный».
Такое письмо (названия фондов условные) получила Марина. Хотя никаких новых договоров ни с кем не заключала, свои пенсионные накопления переводить не собиралась и распоряжений на то никому не давала. Но деньги «ушли». Более того, одновременно с первым письмом Марина получила еще одно послание: из того самого «удачного» фонда. В нем подтверждали получение денег и просили ее «в соответствии с законом» предоставить некоторые персональные данные, а потом прийти в один из офисов и заключить с фондом «Удачный» договор. То есть, по сути, узаконить перевод средств, сделанный без ее ведома. Теперь Марине предстоит неприятная процедура: писать претензию фонду «Удачный», жаловаться регулятору (Банку России) и требовать возврата своих накоплений в фонд «Хороший». Причем весьма вероятно, что добиваться этого ей придется в суде.
Случай с Мариной не только не единичный, а просто массовый. В этом году количество жалоб на мошеннические переводы накоплений из одного НПФ в другой, по сообщению ЦБ, возросли в 5 раз. Более 2,6 тысячи человек пожаловались на манипуляции с их деньгами. По всей стране агенты негосударственных фондов охотятся за новыми клиентами, используя самые разные предлоги. По закону, если речь идет о переводе накоплений из государственного Пенсионного фонда в один из НПФ, действительным считается последнее поступившее в ПФР заявление, вплоть до 31 декабря. Так что «охота» будет продолжаться до конца года. Агенты устраивают проверки, приходя к людям домой, на работу или даже останавливая их на улицах. Они представляются сотрудниками ПФР, соцработниками, переписчиками, миграционными инспекторами. И требуют показать им личные документы.
«Ситуация очень тревожная, такого всплеска мошеннических переводов мы не видели с 2011 года, — сообщил „РГ-Неделе“ советник президента Ассоциации негосударственных пенсионных фондов (НАПФ) Валерий Виноградов. — С 2014 года, когда поступление взносов на накопительные пенсии было заморожено, притока новых средств в НПФ нет. Поэтому некоторые из них стараются привести новых клиентов и привлечь их средства любой ценой. Используют чрезвычайно агрессивную маркетинговую политику, идут на прямой обман, подделывают подписи».
Чтобы составить договор о переводе накоплений, агентам нужно заполучить СНИЛС будущего пенсионера. Мало кто эту карточку носит с собой. Поэтому раньше мошенники часто ходили по квартирам и представлялись сотрудниками собеса или государственного пенсионного фонда. Сейчас сети закидывают куда шире: приходят в офисы, магазины и под разными предлогами требуют от сотрудников предъявить СНИЛС.
И дело не только в переманивании клиентов у фондов-конкурентов. Иногда деньги «гоняют» из одного НПФ в другой, родственный, входящий в ту же финансовую группу. И в таком перекладывании из кармана в карман есть прямой резон. Дело в том, что с 2015 года закон о пенсионных накоплениях изменился, и теперь без потерь переводить деньги из фонда в фонд будущий пенсионер может не чаще чем 1 раз в 5 лет. А если решит сделать это досрочно, лишается инвестиционного дохода. Получается, перевели деньги без ведома клиента (или уговорив его и не предупредив о потерях) — и фиксировать инвестиционный доход уже не нужно.

Центробанк предупреждает: как не стать жертвой мошеннических схем

Как действуют агенты, занимающиеся незаконным переводом граждан
в негосударственные пенсионные фонды:

1. Незнакомые граждане обходят квартиры, представляясь сотрудниками Пенсионного фонда РФ, распространяют заведомо ложную информацию, например, ссылаются на изменившееся законодательство или утверждают, что переход в НПФ обязателен для всех граждан, убеждают в сохранности средств именно в НПФ, представителями которого они являются, обещают высокий будущий доход от инвестирования средств накоплений именно в их НПФ, распространяют негативную, часто ложную информацию о фондах-конкурентах.
Что делать: Представители ПФР ведут прием граждан исключительно в своих отделениях, поэтому не стоит открывать дверь и общаться на улице с людьми, представляющимися сотрудниками Пенсионного фонда. Удостоверения, которые они показывают, фальшивые.
2. Иногда агентами НПФ выступают сотрудники страховых компаний и банков, входящих с фондом в одну группу компаний. Они предлагают клиентам льготные условия при оформлении страховых и банковских услуг (например, при замене банковских карт, при оформлении договора страхования и т.д. ) и предлагают перевести накопления в их фонд. Иногда в рамках предоставления услуги в пакет подписываемых документов включается и договор обязательного пенсионного страхования с НПФ. Расчет такой: клиент незаметно для себя подпишет его в числе прочих документов.
Что делать: Если сотрудники организации, являющейся агентом НПФ, при оказании банковских и прочих услуг просят сообщить информацию, высланную на личный номер телефона, попросите объяснить, зачем это нужно. Такое сообщение может являться кодом подтверждения перехода в НПФ.
3. При устройстве на работу будущего работника вынуждают подписать договор пенсионного страхования в конкретный НПФ, афиллированный с работодателем.
Что делать: Выбор НПФ или отказ от участия в накопительной системе — это строго прерогатива самого человека, его право решать. Работодатель давить на работника не вправе.
4. Недобросовестным агентам НПФ достаточно знать фамилию/имя/отчество и номер страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования (СНИЛС), чтобы перевести накопления без ведома их владельца.
Что делать: Необходимо крайне осторожно предоставлять свои личные сведения и очень внимательно читать документы, которые подписываете.
5. Рекомендуем отслеживать информацию о действующем страховщике по обязательному пенсионному страхованию на портале государственных услуг Российской Федерации в разделе «Пенсионные накопления» по адресу: www.gosuslugi.ru.
К сожалению, все способы незаконного перехода из НПФ в НПФ рассчитаны на невнимательность и доверчивость граждан, поэтому необходимо быть бдительными.
«Российская газета – Неделя» № 7349.

Post Author: anna

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *