«Есть память, которой не будет конца…»

Чем больше время отделяет нас от грозных дней войны, тем величественней предстаёт перед нами подвиг, совершённый нашим народом, тем больше желание узнать о тех, которые погибли. Время не в силах стереть из памяти народов беспримерный подвиг советского солдата. И движимые священной заповедью «Никто не забыт и ничто не забыто», россияне хранят память о живых и погибших героях боёв, о здравствующих и павших защитниках Родины. Все они, начиная с ветеранов войны и кончая юными следопытами, вносят вклад в благородное и священное дело увековечения их памяти.

В настоящее время останки уроженцев города и Шумерлинского района были захоронены в родную землю: Григория Егоровича Егорова из деревни Пояндайкино — в конце марта 2016 года, Петра Ивановича Халманова из села Большие Алгаши — 19 февраля 2018 года, Ивана Сергеевича Афиногенова из села Юманай — 22 июня 2018 года, Николая Семеновича Шараськина из деревни Шумерли — 4 июня 2019 года. Это стало возможным благодаря работе поисковых отрядов и следопытов. 

И гимназисты погрузились в проблему поиска без вести пропавших земляков. Произошло это после встречи с ветераном военкомата Г.В. Ефремовым. Благодаря его воспоминаниям, мы узнали, что останки первого пропавшего на фронте солдата — Александра Петровича Карпова — были привезены в Шумерлю в 70-е годы. Но ветеран, к сожалению, не знал точной даты и места захоронения. 

Группа учеников гимназии № 8 вместе с работниками военкомата отправилась на поиски могилы Александра Карпова. Установили место захоронения, оно, к счастью, оказалось ухоженным. Затем мы обратились через газету с просьбой, чтобы разыскать родственников. На нашу публикацию откликнулся племянник, Александр Фёдорович Карпов. С ним состоялась очень тёплая встреча, он тогда сказал: «Наконец-то вспомнили!». Он предоставил нам дневник-альбом. Этот дневник вела его мама, Татьяна Григорьевна Карпова, сама участница войны, поэтому так трепетно она отнеслась к памяти погибшего родственника. 

Как следует из записей, Саша Карпов родился 29 сентября 1922 года в обыкновенной рабочей семье. Отец — Карпов Пётр Антонович. Мать звали Екатериной. Брат Фёдор с 1937 по 1946 годы служил на флоте. Родная сестра Анна тоже была участницей Великой Отечественной войны.

Саша учился во 2-й школе. Получив образование, он устроился работать на почту монтёром. Об этом свидетельствует его профсоюзный билет Союза работников связи за № 519042, стаж 1940 по 1941 гг. 

1941 год. Началась Великая Отечественная война. Саша стал юношей. Из письма к брату Фёдору от 11 августа 1941 г. мы узнали, что у Саши начались тревожные дни ожиданий: «…Скоро сам пойду в армию, нахожусь на очереди пойти в армию, жду с каждым днём повестку…». Тут же пишет: «Федя, возможно, мы друг друга больше не увидим, идет война…». 

Далее в военкомате по «Алфавитной книге призванных в Советскую Армию 1939—1941 годов» мы узнали, что Александр Карпов призван по мобилизации 1 октября 1941 года. Солдатская служба Саши Карпова началась на Северо-Западном фронте, во время начала блокады Ленинграда. Саша успел написать последнее письмо домой: «…За хорошую работу я получил от командования благодарность и эту благодарность с честью отстаиваю. Получил ранение в левую руку от взрыва немецкой бомбы, но это ничего скоро моя рука заживет, и я за все отомщу, так как требуется от гвардейца…». 

Но ему не пришлось отомстить. Совсем ещё юный воин Саша Карпов, ему было тогда 19 лет, погиб в трёх километрах южнее бывшей деревни Новая Кересть, что под Новгородом, летом 1942 года.

В районе боевых действий в 1971 году работала новгородская поисковая группа «Звезда». Родители переживали, ждали. Отцу исполнилось 88 лет, когда из Новгорода прилетело в Шумерлю письмо от руководителя поискового отряда Виктора Паксилева: «Мы, следопыты, нашли прах вашего земляка комсомольца Александра Карпова, погибшего летом сорок второго в наших краях. Его имя и откуда родом, узнали по адресу, сохранившемуся в медальоне». По приглашению Паксилева в Новгород поехала сестра Анна. Она побывала на месте, где обнаружили останки брата. Это было болотистое место, где лежали черепа. Эта дорога называлась «Дорогой смерти». Анна вместе с руководителем привезли останки Александра в цинковом гробу-ящике в Шумерлю. Траурный митинг состоялся во Дворце пионеров. Останки Александра Карпова со всеми почестями, как героя, предали родной земле 23 сентября 1972 года на старом кладбище по объездной дороге в присутствии общественности города, родственников, соседей, работников связи и учеников второй школы.

Теперь имя Александра Карпова в нашей гимназии не пустой звук. Благодаря проделанной работе, живая память о нём хранится в одной из витрин школьного музея и в библиотеке. Стенд с материалами этих исследований — наглядное подтверждение нашего рассказа о вернувшемся на родину земляке, который звучит на встречах с ребятами, ветеранами и общественностью. Наш труд высоко оценён на научно-практических конференциях разного уровня. Мы внесли скромный вклад в увековечение памяти Александра Петровича Карпова и ощущаем гордость за то, что напомнили шумерлинцам о нашем земляке Александре Петровиче Карпове. 

Е. Егорова, ученица 6В класса гимназии № 8, 

Р. Иванова, библиотекарь.

Автор записи: admin

Комментарии:

Добавить комментарий